Краков музыкальный

Категории словаря

Краков (Krakуw) — крупнейший (после Варшавы и Познани) музыкальный центр Польши. На рубеже 11–12 вв. в К. был создан древнейший памятник культовой музыки — сб. григорианских песнопений «Liber usualis» («Pontificale»). В 13 в. упоминается первый польский композитор Винцент из Кёльц. К тому же времени относится исп. мистерий на польском яз. с музыкой; на рождественских праздниках с муз. представлениями выступали «жаки» (школяры) из ун-та, пелись колядки. В 14 в. возникли гильдии трубачей, к-рые трубили сигналы времени и тревоги, возвещали прибытие важных лиц и др. (в совр. К. сохранился обычай: на колокольне костёла Девы Марии трубач исполняет старинную мелодию «хейнал» — сигнал времени).

В 14–16 вв., когда К. был столицей Польши, при дворе Ягеллонов существовала капелла, в к-рой служили лютнисты и исполнители на цитре, а также рус. гусляры, звучала светская вок. и инстр., а также церк. многогол. музыка a cappella (во время придв. богослужений) на лат. и польском языках. С 15 в. издавались произв. польских композиторов (включались в сб-ки вок. музыки наряду с соч. нидерл. полифонистов). Был опубликован также первый лат. трактат польского теоретика М. Щидловиты. В ун-те читался курс теории музыки. В 16 в. возникли муз. типографии М. Шарфенбергера, Л. Андрысовича и др., печатавшие сб-ки религ. песен и табулатуры. Была организована гор. капелла; работали строители органов (первые сведения об органах в соборах К. относятся к 13 в.).

В 16 в. в корол. капеллах, состав к-рых стал шире и разнообразнее, служили наряду с видными польскими музыкантами (Вацлав из Шамотул, М. Гомулка, М. Леополита) венг. лютнист и комп. Б. Бакфарк, а также итал., франц., нем. и др. иностр. мастера. В нач. 17 в., в связи с переносом столицы в Варшаву, туда была переведена придв. капелла, и уровень муз. жизни К. снизился. Место придв. капеллы заняла епископская вок.-инстр. капелла, состоявшая гл. обр. из воспитанников школы иезуитов, к-рой на рубеже 16–17 вв. руководили итал. комп. А. Оргас и Ф. Лилиус, в 17 в. — польский комп. Б. Пенкель, в кон. 17 — нач. 18 вв. — Г. Горчицкий. В 17 в. епископская капелла исполняла и религ. произв. и муз. интермедии в спектаклях, в 18 в. — гл. обр. светскую музыку (для этой капеллы Я. Щуровским была написана первая польская симфония, 1740; рукоп. утеряна).

На рубеже 16–17 вв. К. стал центром изготовления смычковых инструментов. Здесь работали М. Гроблич-старший, М. Добжицкий, Б. Кейхер и др. Существовал цех гор. музыкантов (преобразован из гильдии); издавались сб-ки гор. песен и религ. гимнов на польском яз. В 17 в. музыке учились в школах при монастырях и костёлах, а также в ун-те. В сер. 17 в. нашествие шведов затормозило развитие муз. жизни К. и лишь через столетие начался её новый подъём. В сер. 18 в. важное значение имела деятельность В. Сераковского, организатора первых публич. концертов (исполнялись гл. обр. кантаты); он основал также муз. школу, стремился к расширению круга учащихся. В 1764 открылась органная муз. школа, т.н. «Музыкальная бурса». В 1787 начал работать постоянный оперный т-р.

Австр. господство (после 3-го раздела Польши, 1795) препятствовало исп. польских произв. на конц. эстраде и в муз. театре. Выступали гл. обр. австр. воен. оркестр и хоры из австр. офицеров и чиновников (существовал и польский оркестр, но выступал лишь 1 раз в неделю). До 1805 муз. спектакли в постоянно действовавшем т-ре шли только на нем. яз. В 1809 здесь гастролировала труппа варшавского «Т-ра Народовы» под рук. В. Богуславского. В 1811–20 в полку нац. гвардейцев играла польская янычарская капелла (см. «Янычарская музыка»). Работавшие в К. в кон. 18 — нач. 19 вв. австр. и чеш. учителя музыки, мастера муз. инструментов, книгоиздатели и продавцы нотных изданий внесли вклад в муз. культуру города, особенно в муз. просвещение.

Когда после Венского конгресса (1815) К. стал центром т.н. Краковской республики (1815–46), в конц. жизни наступило оживление. В 1817 образовалось Об-во друзей музыки, была создана Филармония с оркестром (рук. К. Новакевич) и хором (рук. и дирижёр В. Горончкевич). Концертировали скрипач К. Липиньский, а также Ф. Лист, певица А. Каталани; в сер. 19 в. — братья и сестра Студзиньские (скрипач Винценты, органист Пётр и певица Виктория), оперный дирижёр В. Шлягурский, пианист Ю. Любовский и др. В 1830-40-е гг. оперная труппа ставила произв. гл. обр. польских композиторов (выступала в зале на улице св. Яна; постоянного оперного т-ра в К. не было до 1945). В 1838 Ф. Мирецкий основал школу оперного пения, в 1841 (совм. с В. Горончкевичем) — общую муз. школу.

После присоединения Краковской республики к Австро-венг. монархии (1846) преобладающим стало снова влияние венской музыки; исполнялись гл. обр. вальсы И. Штрауса. В конц. жизни господствовали австр. воен. оркестры. Польский репертуар включался лишь в программы немногих виртуозов (пианист Ю. Дулемба, скрипач Н. Бернацкий, гитарист С. Щепановский и др.). Среди краковских композиторов сер. 19 в. — В. и К. Крацеры (авторы песен и романсов), Ф. Мирецкий (его оперы ставились в Италии и Испании); Ю. Любовский И. Кшижановский, писавшие музыку для фп. С К. связана также деятельность ксёндза M. M. Мёдушевского, издателя польских колядок и пасторалей.

Возрождение муз. жизни и утверждение нац. репертуара началось после 1860. Польская музыка исполнялась церк. хорами (в костёлах), хорами муз. об-в, воен. оркестрами. Дирижёром оперной труппы С. Дунецким (автор неск. опер) и его преемником К. Гофманом (отец пианиста И. Гофмана) поставлены оперы С. Монюшки и др. польских композиторов. В 1866 создано певческое об-во «Муза», при к-ром организована муз. школа (директор В. Желеньский); с деятельностью этой школы и её оркестра (пропагандировал музыку классиков и романтиков) были связаны мн. видные музыканты К., в т. ч. австриец Й. Н. Хок (работал в К. до 1912). Увеличились обмен солистами с Варшавой, число гастролёров. С 1877 проводились еженедельные симф. концерты, а также концерты старинной польской музыки 16–18 вв. В 1882 создан постоянный гор. оркестр лёгкой музыки (рук. А. Вроньский, автор популярных мазурок и вальсов, «польский Штраус»). В 1888–1908 работали любительские оркестр и хоры «Сокол», «Лютня», «Академический хор», «Костёр» и др. В 1884–1914 оперной труппой поставлены почти все оперы Монюшки, X. Ярецкого, М. Солтыса, Желеньского и др. В 1908 возникло конц. бюро, к-рое пропагандировало новую европ. музыку, а также произв. композиторов группы, именовавшейся «Молодой Польшей» в музыке. На 2 муз. фестивалях в К. гастролировал Венский симф. оркестр под упр. Г. Фительберга. Стали развиваться муз. критика и музыковедение (З. Яхимецкий, Б. Валлек-Валевский и др.). В 1906 открылся конц. зал, в 1911 учреждена первая в Польше кафедра музыковедения в Ягеллонском ун-те (рук. З. Яхимецкий, позднее сотрудничал Ю. В. Рейс). 1-я мировая война 1914–18 задержала развитие муз. жизни К. После 1918 муз. школа преобразована в консерваторию (директор Желеньский, с 1921 — Валлек-Валевский); увеличилось число частных муз. школ; оперная труппа ставила новые оперы Т. Йотейки, Валлек-Валевского и др. польских композиторов. Начал выходить популярный журн. «Muzyka i Spiew». В период фаш. оккупации (1939–45) работал лишь Филармонич. оркестр, состоявший из польских музыкантов, но управляемый нем. дирижёрами.

После 1945, с установлением нар.-демократич. строя, начался процесс преобразования муз. культуры и создание её новых форм. Все муз. учреждения были национализированы. В К. стали работать мн. видные музыканты из разрушенной Варшавы. Открылись начальные и средние муз. школы. В Гос. высшей муз. школе (так с 1945 наз. все консерватории Польши) наряду с композиторским, теоретич. и исполнит. ф-тами организованы ф-ты муз. воспитания и издат. дела (единственный в Европе). Ректоры — З. Джевецкий, С. Лобачевская, Э. Уминьская, К. Пендерецкий, К. Мейер. Руководители кафедры музыковедения в университете — З. Яхимецкий, С. Лобачевская, В. Позьняк, с начала 70-х гг. — З. М. Швейковский. Широкую деятельность развернуло Польское муз. изд-во (осн. Т. Охлевским, 1945), выпускающее старинную, классич. и совр. музыку, науч. труды польских музыковедов, популярные книги и брошюры, пед. лит-ру о музыке; вышло полное собр. соч. Ф. Шопена (18 тт.; продолжают публиковаться его вновь найденные соч.), фольклорные труды О. Кольберга (33 тт.). Работает Филармония им. К. Шимановского с симф. оркестром (рук. А. Марковский, С. Скровачевский, Е. Катлевич и др.); в 1959 создан Камерный оркестр Краковской филармонии. В 1945 открыты т-ры оперы и оперетты. При Польском радио организованы оркестр и хор (выступает также с оркестром филармонии); имеются многочисл. любительские хоры, самодеят. коллективы при Доме культуры, муз. клуб «Музыкальный очаг» металлургич. комбината Нова-Хута близ К. (ансамбль песни и танца). В 1970-е гг. в бывшем корол. замке Вавеле проводятся концерты польской старинной музыки. Союз композиторов К. организует концерты совр. польской музыки.

В 20 в. в К. жили комп. А. Малявский, С. Вехович, И. Гаштецкая, в 1960 — сер. 70-х гг. работают Т. Махль, Б. Шеффер, К. Мошуманьская-Назар, К. Пендерецкий, А. Валяциньский и др.

Литература: Мейер К., Музыкальный Краков, «СМ», 1969, No 12, с. 101–05; его же, Два краковских ансамбля, там же, 1970, No 8, с. 111–13; Ghуbinski A., Muzycy wloscy w kapelach katedralnych krakowskich 1619–1657, «Przeglad Muziczny», 1926, No 11–12, 1927, No 1–5, 7, 8 (отд. оттиск — Poznan, 1927); его же, Trzy przyczynki do historii muzyki w Krakowie w l polowie XVII w., Warsz., 1927; Reiss J. Wl., Muzyka w Krakowie w 19 w., Kr., 1931; его же, Almanach muzyczny Krakowa 1780–1914, t. 1–2, Kr., 1939; Jасhimeсki Z., Muzika polska w rozwoju historycznym od czasуw najdawniejszych do doby obecnej, t. 1, cz. 1–2, Kr., 1948–51; Dobrowolski T., Sztuka Krakowa, Kr., 1950, 1971; Bienkowski W., Krakowska szkota muzyczna w latach 1841–1873, «Musikwissenschaftliche Studien», 1954, (Bd) 3; Szweykowska A., Poczatki krakowskiej kapeli katedralnej, «Muzyka», 1959, rok. 4, No 2(13).

З. Лисса
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Капельмейстер Термины и понятия
Львов музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Критика музыкальная Термины и понятия
Доминанта Теория музыки
Этюд Музыкальные жанры
Капельдинер Термины и понятия
Стихира Церковная музыка
Нью-Йорк музыкальный Национальные культуры
Дудук Национальные культуры
Водевиль Термины и понятия
Saut de basque, со де баск Балет и танец
Лендлер Музыкальные жанры

Реклама