Режиссура в балете — искусство создания единого, гармонически целостного спектакля с помощью творческой организации всех его элементов на основе замысла балетмейстера, руководящего работой всех участников постановки. Режиссура в балете не обособленная деятельность, она — одна из сторон работы балетмейстера, не только сочиняющего хореографический текст, но и дающего истолкование образов и добивающегося художеств, единства хореографии, драматургии, музыки, изобразит, решения, подчинённых идейной концепции спектакля. В балетном театре существует также режиссёр, ведущий спектакль (следит за порядком на сцене и за кулисами во время представления, за работой всей постановочной части и др.).
В дореволюционном театре режиссура в балете не имела большого значения. Её участие в создании спектакля возросло в сов. время в связи с повышением роли драматургии балета и обогащением балета достижениями драматич. т-ра. Сначала, когда балетмейстеры ещё недостаточно владели иск-вом Р. в балете, к постановке привлекались режиссёры драматич. т-ров. Так, В. И. Немирович-Данченко работал над пост. «Лебединого озера» с балетм. А. А. Горским, А. А. Дикий — «Красного мака» с балетм. Л. А. Лащилиным и В. Д. Тихомировым, С. Н. Радлов — «Эсмеральды» с А. Я. Вагановой, «Пламени Парижа» с В. И. Вайноненом, «Бахчисарайского фонтана» с Р. В. Захаровым, «Ромео и Джульетты» с Л. М. Лавровским, Н. В. Петров — «Сердца гор» с В. М. Чабукиани, Э. Каплан — «Золотого века» с Вайноненом, «Лауренсии» с В. М. Чабукиани, Б. М. Мордвинов — «Соперниц» с Н. С. Холфиным, И. М. Туманов — «Лолы» с В. П. Бурмейстером и др.
Участие драматич. режиссёров в развитии советского балетного т-ра содействовало развитию актёрского мастерства исполнителей и художеств, целостности балетов. Однако разобщение профессий балетмейстеров и режиссёра нередко вызывало недостаточное слияние драматич. и танцевального начал в спектакле. Одностороннее увлечение Р. в балете в ущерб богатству хореографии в 40-50-х гг. иногда тормозило развитие балетного иск-ва. В совр. балетном т-ре режиссёры драматич. т-ров к постановке привлекаются редко (реж. Ю. П. Любимов с балетм. О. М. Виноградовым — «Ярославна» Тищенко, 1974, Ленингр. Малый т-р). Р. в балете осуществляется, как правило, самим балетмейстером-постановщиком. Овладение иск-вом Р. в балете входит в число обязательных условий при подготовке балетмейстеров в вузах.
Литература: Марков П., Режиссура В л. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.