Adolf von Henselt
Русский пианист, педагог, композитор. По национальности немец. Учился игре на фортепиано у И. Н. Гуммеля (Веймар), теории музыки и композиции — у З. Зехтера (Вена). В 1836 начал концертную деятельность в Берлине. С 1838 жил в Петербурге, занимаясь главным образом преподаванием игры на фортепиано (среди его учеников — В. В. Стасов, И. Ф. Нейлисов, Н. С. Зверев). С 1857 инспектор музыки женских учебных заведений. В 1872-75 редактировал музыкальный журнал «Нувеллист». В 1887-88 профессор Петербургской консерватории.
М. А. Балакирев, Р. Шуман, Ф. Лист и другие высоко ценили игру Гензельта, считали его выдающимся пианистом. Несмотря на некоторый консерватизм технических приёмов, лежавших в основе его пианизма (неподвижность кисти), игра Гензельта отличалась необыкновенно мягким туше, совершенством легато, тонкой шлифовкой пассажей, исключительным мастерством в областях техники, требующих большого растяжения пальцев. Излюбленными пьесами в его пианистическом репертуаре были произведения К. М. Вебера, Ф. Шопена, Ф. Листа.
Гензельт — автор многих фортепианных произведений, отличающихся мелодичностью, изяществом, хорошим вкусом, превосходной фортепианной фактурой. Некоторые из них входили в концертный репертуар выдающихся пианистов, в т. ч. А. Г. Рубинштейна.
Лучшие из сочинений Гензельта: первые две части концерта для фп. с орк. (ор. 16), 12 «концертных этюдов» (ор. 2; No 6 - «Будь я птицей, к тебе бы полетел» - самая популярная из пьес Гензельта; имеется также в обр. Л. Годовского), 12 «салонных этюдов» (ор. 5). Гензельту принадлежат также концертные транскрипции оперных и оркестровых произведений. Особенно выделяются обработки для фортепиано русских народных песен и произведений русский композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. Ю. Виельгорский и др.).
Произведения Гензельта сохранили значение только для педагогики (в частности, для развития техники широко расположенных арпеджий). Гензельт редактировал фортепианные произведения Вебера, Шопена, Листа и др., а также составил руководство для учителей музыки: «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры» (СПБ, 1868).