Греческий распев — один из распевов русской православной церкви. Произведения, обозначенные как греческий распев, появляются в русских певческих книгах только во 2-й пол. 17 в. Мелодика их лаконична, ей свойственны симметрия ритма и большее сравнительно со знаменным распевом ощущение тональной устойчивости.
Греческий распев. Из рукописи конца 17 в. Библиотека Ленинградской духовной академии. No 217, лист 16.
Греческий распев подчинён системе осмогласия, но фонд его попевок ограничен, и последние не столь откристаллизованы, как попевки знаменного распева. Разл. исследователи древнерус. певч. иск-ва трактовали Г. р. по-разному. Д. В. Разумовский, И. И. Вознесенский и В. М. Металлов считали Г. р. греческим по происхождению. А. В. Преображенский находил его славянским, «образовавшимся под влиянием соседств южных славянских земель с греческими поселениями». Сопоставление одних и тех же по тексту и гласовой принадлежности песнопений рус. Г. р. с вост. Г. р. показывает, что они различны по своему ладовому и интонац. строению. Нек-рые образцы Г. р. напоминают обороты русской народной песни, к-рой они стоят ближе, чем попевки знаменного распева. Новый распев мог получить назв. греческого в связи с искусственно возрождавшимся в Москве во 2-й пол. 17 в. «византийским началом».
Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный роспев, Киев, 1887; его же, Осмогласные роспевы трёх последних веков православной русской церкви, вып. III. Греческий роспев в России, К., 1893; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л., 1924; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971.
Н. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.