Miriam Gauci
Где-то в начале 90-х годов, находясь в Париже, я в последний день перед отъездом бродил как зачарованный по огромному четырехэтажному музыкальному магазину. Отдел грамзаписей просто поражал воображение. Успев уже потратить почти все деньги, я вдруг услыхал разговор на немецком одного посетителя с продавцом. Тот, видимо, плохо его понимал, но все же, в конце концов, подойдя к одной из полок с операми, вдруг вытащил на свет божий какой-то невзрачный «двойник» без коробки. «Манон Леско» — успел прочитать я заголовок. А затем продавец стал показывать покупателю жестами, что запись великолепная (такого рода мимика не нуждается в переводе). Тот с сомнением поглядел на диски, и брать не стал. Увидев, что цена весьма подходящая, а у меня как раз оставалось немного денег, я решил приобрести сет, хотя имена исполнителей, практически, ничего мне не говорили. Я просто любил эту оперу Пуччини, до того момента считая образцовой запись Синополи с Френи и Доминго. Версия была совсем новой — 1992 года — это усиливало любопытство.
Вернувшись в Москву, я в первый же день решил прослушать запись. Времени было мало, пришлось прибегнуть к испытанному старому правилу-тесту и поставить сразу одно из любимых мест оперы во 2-м акте: Tu amore? Tu? Sei tu (Дуэт Манон и Де Грие), Ah! Manon? Mi tradisce (Де Грие) и следующий за этим эпизодом изумительный полифонический фрагмент Lescaut! Tu?... Qui!... с внезапным появлением Леско, пытающегося предупредить влюбленных о приближении Жеронта со стражей. Начав слушать, я просто остолбенел. Такого замечательного исполнения мне не приходилось ранее слушать. Полетность и страстность пения солистов, parlando и rubato оркестра, ведомого уроженцем Ирана Александром Рабари, просто поражали... Кто же такие, эти Гаучи-Манон и Калудов-Де Грие?
Год рождения Мириам Гаучи оказалось установить не просто. Большой шеститомный словарь певцов (Kutsch-Riemens) указывал 1963 год, по некоторым другим сведениям это был 1958 (разница немалая!). Впрочем, с певцами, точнее с певицами, такие фокусы бывают. Певческий талант Гаучи, видимо, унаследовала от родной тети, которая была неплохой оперной певицей. Училась Мириам в Милане (в том числе два года у Д.Симионато). Участвовала и стала лауреатом конкурсов вокалистов имени Аурелиано Пертиле и Тоти даль Монте. В дате дебюта различные источники также противоречат друг другу. По последним сведениям уже в 1984 году она выступила в Болонье в моноопере Пуленка «Человеческий голос». Согласно архиву Ла Скала, в 1985 году, она пела здесь в забытой ныне (но когда-то знаменитой) опере итальянского композитора 17 века Луиджи Росси «Орфей» (в буклете к «Манон Леско» именно это выступление отмечено как дебютное). В дальнейшей карьере певицы ясности больше. Уже в 1987 году ее ожидал большой успех в Лос-Анжелесе, где она пела в «Богеме» вместе с Доминго. Ярче всего талант певицы проявился в пуччиниевских партиях. Мими, Чио-Чио-сан, Манон, Лиу — ее лучшие роли. Позднее она проявила себя и в вердиевском репертуаре (Виолетта, Елизавета в «Дон Карлосе», Амелия в «Симоне Бокканегра», Дездемона). С 1992 года Гаучи регулярно (почти ежегодно) выступает в венской Штаатсопер (партии Маргариты и Елены в Мефистофеле, Чио-Чио-сан, Недды, Елизаветы и др.), всегда чутко реагирующей на новые таланты. Очень любят певицу в Германии. Она частый гость Баварской оперы и, особенно, Гамбургской. Именно в Гамбурге мне, наконец, удалось услышать ее живьем. Это произошло в 1997 году на спектакле «Турандот» в постановке Джанкарло дель Монако. Состав был многообещающим. Правда, железобетонная Гена Димитрова, находившаяся на излете карьеры, показалась мне в заглавной партии уже слегка... (как бы это выразиться деликатней) усталой. Но Деннис О’Нил (Калаф) был в хорошей форме. Что же касается Гаучи (Лиу), то певица предстала во всей своей красе. Мягкая лиричность в исполнении сочеталась с нужной долей экспрессии, тонкая сфокусированность голоса с интонационной наполненностью (ведь как часто бывает, что такой хрупкий природный инструмент как голос «сваливается» либо в «плоское» безвибратное звучание, либо в чрезмерное тремолирование).
Гаучи сейчас в полном расцвете сил. Нью-Йорк и Вена, Цюрих и Париж, Сан-Франциско и Гамбург — такова «география» ее выступлений. Хотелось бы упомянуть одно из ее выступлений в Опере Бастилии в 1994 году. Об этом спектакле «Мадам Баттерфляй» мне рассказывал один из знакомых любителей оперы, побывавший на представлении, где на него произвел большое впечатление дуэт Мириам Гаучи — Джакомо Арагаль.
С этим прекрасным тенором Гаучи записала «Богему» и «Тоску». Кстати, нельзя не сказать несколько слов о работе певицы в области грамзаписи. 10 лет назад нашла она «своего» дирижера — А.Рабари. С ним были записаны почти все основные оперы Пуччини («Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Джанни Скикки», «Сестра Анджелика»), «Паяцы» Леонкавалло, а также ряд произведений Верди («Дон Карлос», «Симон Бокканегра», «Отелло»). Правда вердиевский репертуар менее удается дирижеру, лучше чувствующему «нерв» пуччиниевского стиля. Это отражается, к сожалению, на общем впечатлении от исполнения.
Искусство Гаучи сохраняет лучшие классические традиции оперного вокала. Оно лишено суетности, блеска «мишуры» и тем притягательно.
Е. Цодоков, 2001