Вера Александровна Давыдова (по мужу — Мчедлидзе; 17 (30) сентября 1906, Нижний Новгород — 19 февраля 1993, Тбилиси, Грузия) — русская советская оперная певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка РСФСР (1951). Народная артистка Грузинской ССР (1981). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1950, 1951).
Народная артистка РСФСР Вера Александровна Давыдова-Мчедлидзе заслуженно пользуется большой популярностью как выдающаяся оперная и камерная певица. Родилась Давыдова в Нижнем Новгороде. Отец ее был землемером, мать — народной учительницей. Когда девочке не было еще и двух лет, она с семьей переехала на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. В гимназии она пела в хоре, где вскоре ей начали поручать сольные партии, обратив внимание на ее незаурядный голос и музыкальность. Страстно любила девочка природу, могучий Амур. Но, пожалуй, больше всего привлекало ее пение рыбаков, которых она могла слушать часами.
В 1920 году, во время японской оккупации Дальнего Востока, всей семье пришлось бежать в Благовещенск. Вера Александровна и здесь продолжала учиться и одновременно начала преподавать хоровое пение в начальной школе. В эти годы она уже хорошо пела, играла на рояле и была знакома с теорией музыки. Через два года в Благовещенск приехал певец Ахматов; он организовал любительский коллектив, в котором Вера Александровна впервые начала петь оперные партии. Приезжавшие на гастроли оперные артисты, прослушав молодую певицу, советовали ей серьезно заняться вокалом, приобрести настоящий профессиональный опыт. Вера Александровна последовала этим советам. В июне 1924 года она поехала в Ленинград, выдержала экзамен в Ленинградскую консерваторию и поступила в класс опытного педагога Девос-Соболевой, в свое время приобретшей заслуженную известность в качестве оперной певицы. На приемных испытаниях Давыдову слушал А. Глазунов, одобрительно отозвавшийся об ее исполнении и оказывавший ей затем неизменную поддержку.
С первого курса консерватории Давыдова была сразу переведена на третий и начала принимать участие в работе оперной студии при консерватории. Здесь молодая певица приобрела нужные артистические навыки. Спев в 1929 году в студии партию Кармен, Вера Александровна была приглашена в бывший Мариинский оперный театр (ныне театр оперы и балета им. С. М. Кирова). Дебютировала она в роли пажа Урбана в опере «Гугеноты», а вскоре после этого исполнила такие ответственные партии, как Амнерис («Аида»), Марфа («Хованщина») и Кармен.
Ее успех и быстрое продвижение в театре были, разумеется, подготовлены серьезной работой в студии и в консерватории. Три года работы в Ленинградском оперном театре ознаменовались творческим ростом артистки. В большой мере способствовало этому росту участие в тех спектаклях, которые были подготовлены и шли под управлением В. Дранишникова, чуткого, талантливого дирижера театра.
В 1932 году Давыдова была принята в Большой театр Союза ССР, дебютировав в опере «Аида». За годы работы в Большом театре Вера Александровна спела более двадцати партий, среди которых нужно особо отметить такие, как Амнерис, Любава («Садко»), Любовь («Мазепа»), Любаша («Царская невеста»), Марфа («Хованщина»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Кармен, Аксинья («Тихий Дон»), Груня («Броненосец Потемкин»). Большой драматический талант проявляется в образной, впечатляющей игре артистки. Вера Александровна с благодарностью вспоминает талантливого русского певца И. В. Ершова, в качестве профессора Ленинградской консерватории проработавшего с ней партии Марфы в «Хованщине» и Любаши в «Царской невесте».
Ершов научил молодую артистку неизменно стремиться к тому сочетанию вокальной и сценической выразительности, которое столь характерно для Давыдовой. Незабываема Давыдова в роли Кармен. Она создает реалистически правдивый облик независимой, свободолюбивой испанской девушки, одинаково пленительной и в драматической сцене гадания, и в ярких танцевальных сценах, и в трагическом эпилоге.
Не менее сильное впечатление производит исполнение Давыдовой роли Амнерис в «Аиде». Жестокая и властолюбивая дочь фараона переживает трагедию отвергнутой любви. Эта трагедия мастерски раскрывается Давыдовой, исполняющей с громадным подъемом эту труднейшую вокальную партию и тонкими штрихами рисующей облик египетской царевны, которую терзают ревность и уязвленное самолюбие. В галерее сценических образов, созданных Давыдовой, значительное место занимают те, которые почерпнуты из бессмертных творений русской оперной классики. Из партий, спетых Beрой Александровной еще в первые годы работы в Большом театре, можно назвать, например, отличающееся необычайной теплотой и глубиной трактовки исполнение роли Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова.
Исторически правдив и психологически убедителен созданный Давыдовой образ Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Артистка последовательно показывает роль Марины как орудия в руках правящей верхушки католической клики, вдохновлявшей интервенцию в годину лихолетья на Руси. Душевные переживания честолюбивой дочери сандомирского воеводы, интимная сторона ее отношений с Лжедимитрием отступают на второй план, зато, как отмечала критика, «выразительно подчеркнуты у Давыдовой властолюбие и расчетливый эгоизм Марины Мнишек». По-настоящему обаятельна Давыдова в роли Любавы в опере-былине Римского-Корсакова «Садко». Ее красивый голос большого диапазона, насыщенный горячей, драматической взволнованностью, как нельзя лучше подходит к этой роли.
В исполнении Давыдовой Любава истинно русская, живая, движимая искренними душевными побуждениями женщина, покоряющая зрителя своей преданностью и силой чувства к любимому мужу. Выразительной распевностью передает артистка тоску и смятение жены Садко, как бы незримо сопровождающей его в скитаниях по подводному царству.
К числу больших творческих удач артистки должна быть отнесена и роль раскольницы Марфы в «Хованщине» Мусоргского. Психологическое содержание этой роли очень сложно. Марфа — покорное орудие в руках раскольника-фанатика Досифея. Но в то же время она терзается острейшими внутренними противоречиями, рожденными ее пламенной любовью к княжичу Андрею. Давыдова сумела в этой разноречивости чувств выделить то главное, что отличает облик Марфы, показать глубокий трагизм этого образа и вместе с тем его женственное обаяние. Глубокое сочувствие слушателей к судьбе Марфы вызывает Давыдова, в пении которой слышатся жалобы на горькую судьбу русской женщины, гибнущей в пламени костра, зажженного фанатизмом раскольников.
Даже в небольшой, казалось бы, эпизодической роли цыганки Стеши в опере «Декабристы» Давыдова создала яркий, запоминающийся образ благодаря тщательной проработке сценического рисунка и вокальной партии, которую артистка насытила удивительной задушевностью.
Одна из лучших оперных артисток страны, Давыдова успешно занимается и концертной деятельностью. Значительным событием в музыкальной жизни столицы был исполненный Верой Александровной в сезоне 1944/45 года цикл из семи концертов «Русский романс от истоков до наших дней». Свыше 200 романсов, начиная от песен XVIII века и кончая лучшими романсами Глиэра, Шапорина, Мясковского и других советских композиторов, были включены в этот цикл. Особенно выделились в исполнении Давыдовой романсы Римского-Корсакова и шедевры рахманиновской лирики. Тонкое чувство стиля органически присуще певице.
Высокой культурой отмечено исполнение Давыдовой произведений Грига, Сибелиуса, Синдинга и других скандинавских композиторов. Ее правдивая и простая певческая речь тонко передает все обаяние григовской музыки. Каждый романс в исполнении певицы звучит как тщательно отделанная миниатюра, сверкающая разнообразными оттенками ее богатой вокальной палитры. Выразительно поет Давыдова песню Грига «По дороге на родину», передавая горячую любовь композитора к своей родине, тогда как «Стужа» Синдинга в ее исполнении как бы пронизана горечью разочарования.
Как первоклассная концертная певица Давыдова известна далеко за пределами Родины — она неоднократно с большим успехом концертировала в Финляндии (в 1937 году), в Норвегии, Дании и Швеции (в 1946 году), в Венгрии (в 1948 году), в Иране. Всюду Веру Александровну Давыдову принимали восторженно.
Во время выступлений в Норвегии в 1946 году композитор Клаус Эгге писал: «...пение Давыдовой — великолепный музыкальный вечер. Форма, звук, очертание и толкование — все это певица соединила в таком совершенном единстве, что каждая песня получила свою законченность. Во всем чувствуется большая культура и стиль».
Выйдя на творческую пенсию в 1956 году, Вера Александровна Давыдова посвятила себя педагогической деятельности. Долгие годы она проработала в Тбилисской государственной консерватории, воспитала немало интересных певцов. Среди её учеников особенно выделяется солистка Большого театра — народная артистка СССР Маквала Касрашвили.
Вера Александровна Давыдова — автор книги «Певческое дыхание и некоторые советы по постановке голоса», Тбилиси, 1966 (совместно с Дм. Мчедлидзе).
В 1988 году о жизни и творчестве певицы был снят художественно-документальный фильм «Знак судьбы» (ЦТ, режиссер В. Плоткин).
Награды и премии:
• Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства
• Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение партии Любавы в оперном спектакле «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
• Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение партии Марфы в оперном спектакле «Хованщина» М. П. Мусоргского
• Народная артистка РСФСР (1951)
• Народная артистка Грузинской ССР (1981)
Основная дискография В. А. Давыдовой:
• Опера Ж. Бизе «Кармен», партия Кармен, первая полная запись оперы 1937 года, п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Н. С. Ханаевым, В. М. Политковским и Н. Д. Шпиллер).
• Опера П. И. Чайковского «Мазепа», запись 1948 года, п/у В. В. Небольсина (в ансамбле с Н. Покровской, Ал. Ивановым, Г. Большаковым и И. Петровым)
• Опера Дж. Верди «Аида», запись 1952 года, п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Н. Соколовой, Г. Нэлеппом, И. Петровым, П. Лисицианом).
• Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко», запись 1952 года, п/у Н. С. Голованова (в ансамбле с Г. Нэлеппом, Е. Шумской, М. Рейзеным, И. Козловским, П. Лисицианом, Е. Антоновой и другими).