Karl Böhm
Около полувека длится многогранная и плодотворная артистическая деятельность Карла Бёма, принесшая артисту славу одного из лучших дирижеров Европы. Огромная эрудиция, широкий творческий кругозор, разностороннее мастерство Бёма на протяжении всех этих лет завоевывают ему все новых и новых почитателей повсюду, где приходится выступать артисту, где продаются пластинки, записанные лучшими оркестрами мира под его управлением.
«Дирижер Карл Бём, которому еще Рихард Штраус после окончания войны передал свое художественное наследие, — настоящая личность за оперным и концертным пультом. Его живая, эластичная музыкальность, дополняемая активным интеллектом и большими педагогическими данными, способна на высшие интерпретаторские достижения. Свежий, уносящий всякую рутину ветер пронизывает его музицирование. Жесты Бёма, образцом для которого служат Штраус и Мук, просты и экономны. Акустическое чутье и опыт, выработанные десятилетиями, позволяют ему готовить на репетициях такое исполнение, которое полностью отвечает его концепции содержания и звучания произведений»,— пишет немецкий музыковед X. Людике.
Начало карьеры Бёма-дирижера было несколько необычным. Еще будучи студентом юридического факультета Венского университета, он проявлял больше интереса к музыке, чем к праву, хотя и защитил впоследствии докторскую диссертацию. Бём с упоением просиживал часами на репетициях «Кавалера роз», оставивших яркий след в его памяти, брал уроки у друга Брамса — Э. Мандишевского и у К. Мука, который направил его по дирижерскому пути. После этого Бёму пришлось провести несколько лет в армии. И лишь в 1917 году, после демобилизации, ему удалось получить место ассистента дирижера, а затем и второго дирижера в городском театре Граца — его родного города. Здесь в 1921 году его приметил Бруно Вальтер и взял своим помощником в Мюнхен, где молодой дирижер провел следующие шесть лет. Сотрудничество с замечательным мастером заменило ему консерваторию, а приобретенный опыт позволил стать дирижером и музыкальным руководителем оперного театра в Дармштадте. С 1931 года Бём долгое время возглавлял один из лучших театров Германии — Гамбургскую оперу, а в 1934 году занял место Ф. Буша в Дрездене.
Уже в ту пору Бём приобрел репутацию знатока и отличного интерпретатора опер Моцарта и Вагнера, симфоний Брукнера и прежде всего творчества Р. Штрауса, другом и страстным пропагандистом которого он стал тогда. Под его управлением впервые прозвучали оперы Штрауса «Молчаливая женщина» и «Дафна», причем последнюю автор посвятил К. Бёму. Лучшие черты дарования артиста — безупречное чувство формы, умение тонко и точно сбалансировать динамические градации, масштабность концепций и вдохновенность исполнения — особенно отчетливо проявлялись именно в трактовке музыки Штрауса.
Творческие контакты с Дрезденским коллективом Бём сохранил и в послевоенные годы. Но центром его деятельности начиная с 1942 года стала Вена. Он дважды в 1943—1945 и 1954—1956 годах возглавлял Венскую государственную оперу, руководил фестивалем, посвященным открытию ее восстановленного здания. В остальное время Бём регулярно дирижировал здесь концертами и спектаклями. Наряду с этим его можно было увидеть почти во всех крупнейших центрах мира; он выступал в Берлине, Зальцбурге, Праге, Неаполе, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе (где несколько лет руководил театром «Колон») и других городах.
Хотя именно интерпретация творений Штрауса, а также венских классиков и Вагнера принесла в первую очередь популярность Бёму, творческая биография артиста насчитывает немало ярких удач и за пределами этой сферы. Ему, в частности, обязаны первой постановкой многие оперы современных авторов — Р. Вагнера-Регени, Г. Зутермейстера. Бём — один из лучших исполнителей оперы А. Берга «Воццек».
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969