Моника Аз

Аз, Моника

Дата рождения
1916
Профессия
Страна
Франция

Когда-то, уже много лет назад, соотечественники - французы - прозвали Монику Аз "Мадемуазель рояль"; это было еще при жизни Маргерит Лонг. Ныне же она по праву считается достойной преемницей выдающейся артистки. Это справедливо, хотя сходство заключено отнюдь не в стиле игры на рояле, а скорее в общей направленности их деятельности. Так же, как Лонг была в первые десятилетия нашего века музой, вдохновляющей Дебюсси и Равеля, так и Аз вдохновляла и вдохновляет французских композиторов более поздних поколений. И вместе с тем, яркие страницы ее исполнительской биографии тоже связаны с интерпретацией сочинений Дебюсси и Равеля - интерпретацией, принесшей ей и мировое признание, и ряд почетных наград.

Все это очень тонко и точно оценил советский музыковед Д. А. Рабинович сразу же после первого приезда артистки в нашу страну в 1956 году. "Искусство Моники Аз национально,- писал он.- Мы имеем в виду не только репертуар пианистки, в котором преобладают французские авторы. Речь идет об артистическом облике Моники Аз. В ее исполнительской манере мы чувствуем Францию не "вообще", а именно современную Францию. Куперен или Рамо звучат у пианистки без тени "музейности", с жизненной убедительностью, когда забываешь, что их чудесные миниатюры столетиями отдалены от наших дней. Эмоциональность артистки сдержанна и неизменно направляется интеллектом. Ей чужды сентиментальность или ложная патетика. Общий дух игры Моники Аз напоминает об искусстве Анатоля Франса, строгом в своей пластичности, графически ясном, вполне современном, хоть и уходящем своими корнями к классицизму былых веков". Критик характеризовал Монику Аз как большого художника, отнюдь не идеализируя при этом достоинств артистки. Он отмечал, что лучшие ее качества - изысканная простота, отточенность мелкой техники, тонкое ритмическое чутье - ярче всего проявляются в интерпретации музыки старых мастеров. Не ускользнуло от опытного критика и то, что в трактовке импрессионистов Аз предпочитает идти проторенными путями, а произведения крупного масштаба - будь то сонаты Моцарта или Прокофьева - удаются ей в меньшей степени. К этой оценке, с теми или иными нюансами, присоединились и другие наши рецензенты.

Цитированный отзыв относится к тому моменту, когда Моника Аз уже вполне сформировалась как художественная личность. Воспитанница Парижской консерватории, ученица Лазара Леви, она с молодых лет была тесно связана с французской музыкой, с композиторами своего поколения, посвящала целые программы сочинениям современных авторов, играла новые концерты. Этот интерес сохранился у пианистки и впоследствии. Так, приехав в нашу страну во второй раз, она включила в программы своих сольных концертов сочинения О. Мессиана и своего мужа - композитора М. Михаловичи.

Во многих странах знали имя Моники Аз еще до встречи с ней - по записи обоих фортепианных концертов Равеля, сделанной с дирижером П. Паре. А узнав артистку, оценили ее и как исполнительницу и пропагандистку почти забытой, во всяком случае за пределами Франции, музыки старинных мастеров. При этом критики сходятся в том, что если строгая ритмическая дисциплина и четкий рисунок мелодической ткани сближают в ее интерпретации импрессионистов с классиками, то те же качества делают ее и отличным интерпретатором современной музыки. Вместе с тем, и сегодня ее игра не лишена противоречий, на которые совсем недавно обратил внимание критик польского журнала "Рух музычны", писавший: "Первое и доминирующее впечатление - игра сплошь продуманная, контролируемая, в полной мере осознанная. Но на деле такой всецело осознанной интерпретации не существует, потому что сама натура исполнителя подсказывает ему решения хотя и заранее выбранные, но не единственные. Там, где эта натура оказывается аналитической и критичной, мы имеем дело с „сознательной неосознанностью", с недостатком спонтанности, своего рода штампом естественности - как у Моники Аз. Все в этой игре размеренно, пропорционально, все выдержано вдалеке от крайностей - краски, динамика, форма".

Но так или иначе, а сохраняя и по сей день "триединую цельность" главной - национальной - линии своего искусства, Моника Аз, помимо этого, владеет большим и разнообразным репертуаром. Моцарт и Гайдн, Шопен и Шуман, Стравинский и Барток, Прокофьев и Хиндемит - таков круг авторов, к которым постоянно обращается французская пианистка, сохраняя свою приверженность Дебюсси и Равелю в первую очередь.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Пьерина Леньяни Танцовщики
Эдвард Григ Композиторы
Айлен Притчин Инструменталисты
Йозеф Гайдн Композиторы
Фердинандо Паэр Композиторы
Екатерина Мечетина Музыкальные и театральные деятели
Иржи Килиан Балетмейстеры

Реклама