Доменико Мария Гаспаро Анджолини (итал. Domenico Maria Gasparo Angiolini; псевдоним — Анджело Гаспарини, Gasparini; 9 февраля 1731, Флоренция, — 5 февраля1803, Милан) — итальянский балетмейстер, артист, либреттист, композитор.
С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии. В 1757 в Турине начал ставить балеты. С 1758 работал в Вене, где учился у австрийсуого хореографа Ф. Хильфердинга.
Один из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов Анджолини, опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразительной пантомиме перед бессодержательным «фигурным танцем». Анджолини разделял балетные жанры на четыре группы: гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Важнейшее место балетмейстер отводил музыке, считая, что она «являет собою поэзию балетов-пантомим».
В 1761 поставил в Вене балет «Дон Жуан» Глюка на либретто Р. Кальцабиджи. Анджолини создал новое для музыкального театра зрелище. Отойдя от традиционных сюжетов мифологии и древней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её «испанской трагикомедией». Анджолини показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагическую развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод.
В 1763 — 64 состоялись премьеры героических балетов «Клеопатра», «Фетида и Пелей», «Ифигения» и комического балета «Приключения в серале» Скарлатти. В балете Глюка «Семирамида» (1765) на сюжет одноименной трагедии Вольтера Анджолини трактовал античность в свете идей Вольтера и французских энциклопедистов. В 1766—72, 1776—79, 1782—86 работал в Петербурге и Москве; поставил балеты: «Оставленная Дидона» (1766), «Семира» по трагедии А. П. Сумарокова (1772), «Ариадна и Тезей» (1776), «Китайский сирота» по трагедии Вольтера (1777) на собственную музыку и др.
Творческие взгляды Анджолини изложил в полемической брошюре (Милан, 1773), содержавшей два письма к балетмейстеру Ж. Ж. Новеру, где обвинил его в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке музыкальной основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождавшейся эстетикой сентиментализма. В 1774 вновь сотрудничал в Вене с Глюком, поставил его балет «Китайский сирота».
Последние годы жизни Анджолини работал в миланском театре «Ла Скала». Среди постановок: «Федра» (1788), «Лоренцо», «Амур и Психея» (1789).
В конце века стал участником освободительной борьбы против австрийского владычества. В 1799 — 1801 находился в тюрьме; выйдя на свободу, больше не работал в театре. Четверо сыновей Анджолини посвятили себя балетному театру. Наиболее талантливым был Пьетро Анджолини (1764 — 1830), работавший в Италии.
Сочинения: Lettere… a Monsieur Noverre sopra i balli pantomimi, Mil., 1773; Dissertation sur les ballets pantomimes des anciens, W., 1765.
Литература: Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 199 — 232.
В. М. Красовская
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.