Бриллиантовый юбилей отметил 8 января один из самых выдающихся русских вокалистов современности — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Герой Социалистического труда, многолетний солист Большого театра России Евгений Евгеньевич Нестеренко.
Нестеренко принадлежит ко второму поколению советских певцов, регулярно появлявшихся на ведущих западных сценах и завоевавших там немалый успех. Если первое поколение, к которому относятся И. Архипова, Г. Вишневская, З. Анджапаридзе и другие, открывали Западу советскую вокальную школу, то блистательное второе поколение уже полноправно царило на мировых оперных сценах. Среди всего великолепия русских голосов, выдвинувшихся в 1960-е годы (В. Атлантов, Т. Милашкина, Ю. Мазурок, М. Биешу, З. Соткилава и др.), особое место принадлежит Елене Образцовой и Евгению Нестеренко, чьё признание как в СССР, так и на Западе было, пожалуй, самым громким.
Нестеренко пел на всех ведущих мировых сценах, причём пел много и самый разнообразный репертуар — не только русский.
Уже в те годы в его послужном списке были такие редкие оперы как «Замок герцога Синяя Борода» и «Пеллеас и Мелизанда», «Аттила» и «Моисей», не говоря о самых ходовых операх итальянского и французского репертуара.
Путь певца в профессию не был простым. Но упорством и трудолюбием Евгений Нестеренко добился очень многого. Начиная с маленьких партий в ленинградском МАЛЕГОТе, вскоре он становится незаменимым уже в партиях ведущих на сценах главных русских театров — Кировского (Мариинского) и Большого. Встреча с великим оперным режиссёром Борисом Покровским раскрыла Нестеренко как незаурядного артиста: с первой сделанной с Покровским партии — глинкинского Руслана — начинается не только большая певческая, но большая актёрская карьера, когда
певца стали сравнивать ни много — ни мало с самим Шаляпиным!
Огромный оперный репертуар певца (около восьмидесяти партий), тем не менее, не стал препятствием в освоении репертуара камерного, который у певца также впечатляющий. Особое внимание Нестеренко всегда уделял камерной лирике Мусоргского — любимейшего своего композитора.
Евгений Нестеренко относится к нечасто встречающемуся типу вокалиста-философа,
склонного к рассуждениям и литературному творчеству. Его первая большая книга «Размышления о профессии» (1985) вызывает искреннее уважение своими глубокими мыслями и ценными наблюдениями, это настоящее пособие для музыканта, содержащее зрелые суждения о природе творчества, о задачах певца-музыканта и ещё много о чём. Вторая книга «Записки русского баса» (2011) по-своему интересна, содержит много фактологии, однако, вызывает некоторую досаду то, что в ней знаменитый бас зачем-то решил бороться со знаменитой сопрано Галиной Вишневской, отвечая на её обвинения в свой адрес, выдвинутые почти тридцать лет назад.
Впрочем, жизнь больших артистов в Большом театре всегда была непростым делом, поэтому принимать чью-то сторону в том стародавнем конфликте мы не собираемся. При всём интересе к литературному творчеству Е. Нестеренко, ценим мы его прежде всего не за это, а за его певческий дар, талант большого артиста, за всё сделанное им на оперной и концертной сцене. Больших свершений, действительно, было немало.
Фото: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»