Жизель — один из самых сложных характеров в балете. Существуют каноны, по которым из поколения в поколение сравнивают балерин, но роль Жизели в балете Адана оставляет такую большую свободу для интерпретации, что можно снова и снова наслаждаться ее новыми трактовками.
Наталья Макарова в своих мемуарах писала, что на разных этапах жизни, на разных сценах и при разных обстоятельствах у нее получались абсолютно разные героини. Фактически она всю жизнь находилась в поиске идеального образа. Нашла ли она его, ответить сможет только сама балерина.
Этой осенью Мариинский театр дал возможность увидеть два совершенно особенных спектакля: в первом в главной партии была бывшая солистка Мариинского Евгения Образцова, а во втором — его непревзойденная прима Диана Вишнёва. В роли Жизели обе танцовщицы были на высоте, невероятная техничность исполнения оставляла им простор для личностной интерпретации.
Облик Евгении Образцовой на сцене можно охарактеризовать не иначе как словом «прелестный».
В суровых руках судьбы и нежных руках партнера она выглядела поразительно хрупкой.
Утонченностью и какой-то особенной грацией Жизель выделялась среди других селянок. С самого начала застенчивая, робкая девушка выглядела как «не от мира сего». На протяжении всего спектакля она приближалась к той невесомой и бестелесной форме — через влюбленность, через легкий воздушный танец, через сумасшествие. Такой натуре нет места на этой земле.
Ее возлюбленный Альберт, в роли которого вышел Филипп Стёпин, выглядел недостаточно аристократично. Хорошая техника и неплохая игра помогли Стёпину создать образ графа, но этого мало, чтобы стать вторым главным героем в этом балете.
Невероятно порадовали исполнители крестьянского па-де-де Елена Евсеева и Алексей Тимофеев. Их танец олицетворял веселье и естественность деревенской молодежи. Точный, отлаженный, техничный, он был наполнен жизненной силой, что еще сильнее подчеркивало Жизель как существо вне мира людей.
Весь спектакль выглядел очень цельно. Вот когда задумываешься о смысле фразы «единство хореографической школы»! Была видна утонченность и детальность проработки элементов, так свойственная петербургскому стилю. Всю идеальную картину поддерживал кордебалет, сосуществуя с солистами как единый организм.
Второй интересной «Жизелью» стал балет с Дианой Вишнёвой в главной партии.
Это было ее первое выступление после летнего перерыва, и стоит сказать, что она потрясающе открыла свой сезон в Мариинском.
Несмотря на то, что карьера Вишнёвой начиналась с миниатюры «Кармен» и партии Китри в «Дон Кихоте», ее все же можно назвать «грустным гением». Она умеет потрясающе подать такие лиричные и чувственные роли, как Жизель.
Тот, кто видел этот спектакль с ней не в первый раз, не мог не заметить, что это опять была новая, совершенно особенная Жизель. С самого начала роль была очерчена таким образом, что было понятно — это сильный и неистовый дух, скованный оболочкой тела и отчаянно пытающийся освободиться от нее.
Еще в самом начале спектакля Жизель так кружилась в танце, наслаждаясь чувством полета и легкости, что, приземлившись на одно колено, не удержалась и села. С технической точки зрения это, несомненно, была ошибка, но Диана сумела преподнести ее как новую интересную находку в роли: с томной улыбкой она склонила голову набок и даже слегка всплеснула руками. Казалось, будто и вправду душа настолько не дает покоя телу, что стремится вырваться в порыве танца, сбивая девушку с ног.
Жизель в исполнении Вишнёвой поразительно игрива и любопытна.
Были некоторые нотки застенчивости и смущенности, но сильная внутренняя энергия захлестывала все человеческое и робкое. Сцена сумасшествия получилась даже немного страшной из-за очень резкого контраста безумного счастья героини с ее безумным разочарованием.
Во втором акте бестелесный дух был поначалу под властью непоколебимой Мирты, исполненной великолепной Екатериной Кондауровой. Даже такая сильная натура, как Жизель, не сразу смогла противостоять колдовству этой властной повелительницы виллис. Мирта была необычайно обесчеловечена, почти приближена к бестрепетному холодному существу.
Движения ее бритвенно остры и в то же время невесомы.
Но чары любви оказались сильнее чар злой предводительницы безжалостных существ в облике юных девушек, и Жизель спасла своего возлюбленного от верной смерти в хороводе виллис.
Диана Вишнёва одна из немногих, кто может сделать каждый акт «Жизели» безупречно не только сам по себе, но и показать их непосредственно связанными и одинаково интересными. Ее образ был по-настоящему завершенным, очень специфичным, созданным словно в едином душевном порыве.
Константин Зверев в роли Альберта не показался слишком выразительным, однако техническая составляющая его выступления была на должном уровне. Может быть, все дело в том, что не так-то просто создать сильный запоминающийся образ рядом с такой невероятной по духу партнершей.
В крестьянском па-де-де в этот вечер выходили Надежда Гончар и выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой этого года Эрнест Латыпов. Было заметно его волнение и желание сделать все правильно, что выглядело несколько по-школярски, но так же был виден и потенциал, выражавшийся в амплитуде прыжков, скорости вращений и в телосложении, как нельзя лучше подходящем для «высокой» классики.
Роль лесничего Ганса в обоих спектаклях исполнял Илья Кузнецов. Он поражал своим неистовым желанием всячески оградить Жизель от Альберта, тем самым, возбуждая в зрителе даже ненависть к персонажу, что в полной мере соответствует его роли.
Эти два спектакля были действительно редким явлением:
если кто-то и не пленился их обаянием, то уж равнодушным точно остаться не смог.
Есть что-то гармоничное в том, чтобы смотреть «Жизель» именно осенью. Осень — эта та особенная пора в природе, когда красота, зародившаяся весной и раскрывшаяся летом, достигает своего апогея и завершается пламенным багряно-желтым всплеском, за которым следует стремительное увядание.
Разве не такова судьба этой героини Адана? Миг влюбленности и подлинного счастья перед самой смертью, когда мы видим ее истинный облик и красоту в полной мере, так недолог! Затем она полностью переходит в иной мир, где ее сущность недоступна людям, как и великолепие природы, которая каждую зиму прячется под снежный покров, чтобы однажды вновь воскреснуть и расцвести.