Звукозапись

Звукозапись — осуществляемая с помощью специальных технич. устройств фиксация звуковых колебаний (речи, музыки, шумов) на звуконосителе, позволяющая воспроизводить записанное. Реальная возможность З. появилась с 1688, когда нем. ученым Г. К. Шельхаммером было установлено, что звук представляет собой колебания воздуха. Первые опыты З. запечатлевали звуковые колебания, но не обеспечивали их воспроизведения. Звуковые колебания обычно улавливались мембраной и от нее передавались штифту (игле), оставлявшему волнообразный след на двигавшейся закопченной поверхности (Т. Юнг в Англии, 1807; Л. Скотт во Франции и Р. Кениг в Германии, 1857).

Первый аппарат для З., позволявший воспроизводить записанное, был разработан Т. А. Эдисоном (США, 1876) и независимо от него Ш. Кро (Франция, 1877). Он получил название фонографа. Запись осуществлялась иглой, укреплённой на мембране с рупором, носителем записи служила сначала станиоль, закреплённая на вращавшемся цилиндре, а затем восковой валик. З. подобного типа, в к-рой звуковой след, или фонограмма, получается с помощью механич. воздействия на материал носителя (резание, выдавливание), называется механической.

Первоначально применялась глубинная запись (с канавкой переменной глубины), позднее (с 1886) стала использоваться и поперечная запись (с извилистой канавкой неизменной глубины). Воспроизведение осуществлялось с помощью того же прибора. Существ. недостатками фонографа были низкое качество и относит. краткость записи, а также невозможность размножения записанного.

Следующим этапом механич. З. явилась запись на диске (Э. Берлинер, США, 1888), первоначально металлическом, затем покрытом воском, наконец, пластмассовом. Этот способ З. позволил в массовых масштабах размножать записи; диски с записями получили название граммофонных пластинок (грампластинок). Для этого гальванопластич. путём изготовлялась металлич. обратная копия записи, к-рая затем использовалась как штамп при изготовлении грампластинок из соответств. пластичного в разогретом состоянии материала.

С 1925 запись стала производиться с применением преобразования звуковых колебаний в электрические, к-рые усиливались с помощью электронных устройств и лишь после этого превращались в механич. колебания резца; это значительно улучшило качество записей. Дальнейшие успехи в этой области связаны с совершенствованием техники З., изобретением т.н. долгоиграющих и стереофонич. грампластинок (см. Граммофонная пластинка, Стереофония).

Проигрывание грампластинок вначале производилось с помощью граммофона и патефона; с 30-х гг. 20 в. на смену им пришёл электропроигрыватель (электрофон, радиола).

Возможна механич. З. на киноплёнке. Аппаратура для такой З. была разработана в 1927 А. Ф. Шориным в СССР ("шоринофон") - сначала для озвучивания кинофильма, а затем и для записи музыки и речи; по ширине киноплёнки помещались 60 звуковых дорожек, что при длине плёнки в 300 м позволяло вести запись в течение 3-8 часов.

Наряду с механич. записью широкое применение находит магнитная З. Магнитная З. и её воспроизведение основаны на использовании остаточного магнетизма в ферромагнитном материале, передвигающемся в переменном магнитном поле. При магнитной З. звуковые колебания преобразуются в электрические. Последние после усиления подаются на записывающую головку, полюса к-рой создают сосредоточенное магнитное поле на двигающемся магнитоносителе, образуя на нём остаточную магнитную дорожку, соответствующую записываемым звукам. Когда такой носитель с записью проходит мимо звуковоспроизводящей головки, в её обмотке индуктируется переменное электрич. напряжение, преобразуемое после усиления в звуковые колебания, аналогичные записывавшимся.

Первый опыт магнитной З. относится к 1888 (О. Смит, США), однако аппараты магнитной записи, пригодные для массового производства, были созданы лишь в сер. 30-х гг. 20 в. Они получили название магнитофонов. Запись в них производится на спец. ленте, покрытой с одной стороны слоем порошка из способного намагничиваться и сохранять магнитные свойства материала (окись железа, магнезит) или же (в портативных моделях) на тонкой проволоке из магнитного сплава. Запись на магнитофонной ленте может проигрываться многократно, но может быть и стёрта.

Магнитная З. позволяет получать записи очень высокого качества, в т.ч. и стереофонические, переписывать их, подвергать разл. преобразованиям, применять наложение нескольких разл. записей (применяются в произведениях т.н. электронной музыки) и т.п. Как правило, записи для грампластинок первоначально производятся на магнитную ленту.

Пользуется распространением также оптическая, или фотографическая, З., гл. обр. в кинотехнике. По краю киноленты оптич. способом фиксируется звуковая дорожка, на которой звуковые колебания запечатлены в виде колебаний плотности (степени почернения светочувствит. слоя) или в виде колебания ширины прозрачной части дорожки. При воспроизведении через звуковую дорожку пропускается луч света, к-рый падает на фотоэлемент или фотосопротивление; колебания его освещённости превращаются в электрич. колебания, а последние - в звуковые. В период, когда магнитная З. не вошла ещё в обиход, оптич. З. применялась и для фиксации муз. произведений на радио.

Особый вид оптич. З. - З. на киноплёнке с применением звукооптич. модулятора, основанного на эффекте Керра. Такая З. была осуществлена в 1927 в СССР П. Г. Тагером.

Литература: Фурдуев В. В., Электроакустика, М.-Л., 1948; Парфентьев A., Физика и техника звукозаписи кинофильма, М., 1948; Шорин А. Ф., Как экран стал говорящим, M., 1949; Охотников В. Д., В мире застывших звуков, М.-Л., 1951; Бургов В. A., Основы записи и воспроизведения звука, М., 1954; Глухов В. И. и Куракин А. Т., Техника озвучания фильма, М., 1960; Дрейзен И. Г., Электроакустика и звуковое вещание, М., 1961; Панфилов Н., Звук в фильме, М., 1963, 1968; Аполлонова Л. П. и Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М.-Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запёчатлённого звука, М., 1964; Корольков В. Г., Электрические схемы магнитофонов, М., 1969; Мелик-Степанян А. М., Звукозаписывающая аппаратура, Л., 1972; Меерзон Б. Я., Основы электроакустики и магнитная запись звука, М., 1973. См. также лит. при статьях Граммофон, Граммофонная пластинка, Магнитофон, Стереофония, Электрофон.

Л. С. Термен, 1982 г.

реклама

вам может быть интересно

Сопрано Опера, вокал, пение
Нона Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Дайра Музыкальные инструменты
Frappe, фраппе Балет и танец
Дайна Национальные культуры
Обратимый контрапункт Термины и понятия
Остинато Термины и понятия
Ашуг Термины и понятия
Бельканто, bel canto Термины и понятия
Croise, круазе Балет и танец
Шотландская музыка Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 2481
добавлено: 20.02.2012



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть