Звукозапись

Звукозапись — осуществляемая с помощью специальных технич. устройств фиксация звуковых колебаний (речи, музыки, шумов) на звуконосителе, позволяющая воспроизводить записанное. Реальная возможность З. появилась с 1688, когда нем. ученым Г. К. Шельхаммером было установлено, что звук представляет собой колебания воздуха. Первые опыты З. запечатлевали звуковые колебания, но не обеспечивали их воспроизведения. Звуковые колебания обычно улавливались мембраной и от нее передавались штифту (игле), оставлявшему волнообразный след на двигавшейся закопченной поверхности (Т. Юнг в Англии, 1807; Л. Скотт во Франции и Р. Кениг в Германии, 1857).

Первый аппарат для З., позволявший воспроизводить записанное, был разработан Т. А. Эдисоном (США, 1876) и независимо от него Ш. Кро (Франция, 1877). Он получил название фонографа. Запись осуществлялась иглой, укреплённой на мембране с рупором, носителем записи служила сначала станиоль, закреплённая на вращавшемся цилиндре, а затем восковой валик. З. подобного типа, в к-рой звуковой след, или фонограмма, получается с помощью механич. воздействия на материал носителя (резание, выдавливание), называется механической.

Первоначально применялась глубинная запись (с канавкой переменной глубины), позднее (с 1886) стала использоваться и поперечная запись (с извилистой канавкой неизменной глубины). Воспроизведение осуществлялось с помощью того же прибора. Существ. недостатками фонографа были низкое качество и относит. краткость записи, а также невозможность размножения записанного.

Следующим этапом механич. З. явилась запись на диске (Э. Берлинер, США, 1888), первоначально металлическом, затем покрытом воском, наконец, пластмассовом. Этот способ З. позволил в массовых масштабах размножать записи; диски с записями получили название граммофонных пластинок (грампластинок). Для этого гальванопластич. путём изготовлялась металлич. обратная копия записи, к-рая затем использовалась как штамп при изготовлении грампластинок из соответств. пластичного в разогретом состоянии материала.

С 1925 запись стала производиться с применением преобразования звуковых колебаний в электрические, к-рые усиливались с помощью электронных устройств и лишь после этого превращались в механич. колебания резца; это значительно улучшило качество записей. Дальнейшие успехи в этой области связаны с совершенствованием техники З., изобретением т.н. долгоиграющих и стереофонич. грампластинок (см. Граммофонная пластинка, Стереофония).

Проигрывание грампластинок вначале производилось с помощью граммофона и патефона; с 30-х гг. 20 в. на смену им пришёл электропроигрыватель (электрофон, радиола).

Возможна механич. З. на киноплёнке. Аппаратура для такой З. была разработана в 1927 А. Ф. Шориным в СССР ("шоринофон") - сначала для озвучивания кинофильма, а затем и для записи музыки и речи; по ширине киноплёнки помещались 60 звуковых дорожек, что при длине плёнки в 300 м позволяло вести запись в течение 3-8 часов.

Наряду с механич. записью широкое применение находит магнитная З. Магнитная З. и её воспроизведение основаны на использовании остаточного магнетизма в ферромагнитном материале, передвигающемся в переменном магнитном поле. При магнитной З. звуковые колебания преобразуются в электрические. Последние после усиления подаются на записывающую головку, полюса к-рой создают сосредоточенное магнитное поле на двигающемся магнитоносителе, образуя на нём остаточную магнитную дорожку, соответствующую записываемым звукам. Когда такой носитель с записью проходит мимо звуковоспроизводящей головки, в её обмотке индуктируется переменное электрич. напряжение, преобразуемое после усиления в звуковые колебания, аналогичные записывавшимся.

Первый опыт магнитной З. относится к 1888 (О. Смит, США), однако аппараты магнитной записи, пригодные для массового производства, были созданы лишь в сер. 30-х гг. 20 в. Они получили название магнитофонов. Запись в них производится на спец. ленте, покрытой с одной стороны слоем порошка из способного намагничиваться и сохранять магнитные свойства материала (окись железа, магнезит) или же (в портативных моделях) на тонкой проволоке из магнитного сплава. Запись на магнитофонной ленте может проигрываться многократно, но может быть и стёрта.

Магнитная З. позволяет получать записи очень высокого качества, в т.ч. и стереофонические, переписывать их, подвергать разл. преобразованиям, применять наложение нескольких разл. записей (применяются в произведениях т.н. электронной музыки) и т.п. Как правило, записи для грампластинок первоначально производятся на магнитную ленту.

Пользуется распространением также оптическая, или фотографическая, З., гл. обр. в кинотехнике. По краю киноленты оптич. способом фиксируется звуковая дорожка, на которой звуковые колебания запечатлены в виде колебаний плотности (степени почернения светочувствит. слоя) или в виде колебания ширины прозрачной части дорожки. При воспроизведении через звуковую дорожку пропускается луч света, к-рый падает на фотоэлемент или фотосопротивление; колебания его освещённости превращаются в электрич. колебания, а последние - в звуковые. В период, когда магнитная З. не вошла ещё в обиход, оптич. З. применялась и для фиксации муз. произведений на радио.

Особый вид оптич. З. - З. на киноплёнке с применением звукооптич. модулятора, основанного на эффекте Керра. Такая З. была осуществлена в 1927 в СССР П. Г. Тагером.

Литература: Фурдуев В. В., Электроакустика, М.-Л., 1948; Парфентьев A., Физика и техника звукозаписи кинофильма, М., 1948; Шорин А. Ф., Как экран стал говорящим, M., 1949; Охотников В. Д., В мире застывших звуков, М.-Л., 1951; Бургов В. A., Основы записи и воспроизведения звука, М., 1954; Глухов В. И. и Куракин А. Т., Техника озвучания фильма, М., 1960; Дрейзен И. Г., Электроакустика и звуковое вещание, М., 1961; Панфилов Н., Звук в фильме, М., 1963, 1968; Аполлонова Л. П. и Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М.-Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запёчатлённого звука, М., 1964; Корольков В. Г., Электрические схемы магнитофонов, М., 1969; Мелик-Степанян А. М., Звукозаписывающая аппаратура, Л., 1972; Меерзон Б. Я., Основы электроакустики и магнитная запись звука, М., 1973. См. также лит. при статьях Граммофон, Граммофонная пластинка, Магнитофон, Стереофония, Электрофон.

Л. С. Термен, 1982 г.

реклама

вам может быть интересно

Arabesque, арабеск Балет и танец
Чардаш Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Выворотность Балет и танец
Сопранисты Опера, вокал, пение
Гамма Черномора Термины и понятия
Emboite, амбуате Балет и танец
Кода Термины и понятия
Дойра Музыкальные инструменты
Мундштук Музыкальные инструменты
Фонизм Термины и понятия
Музыкальная комедия Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 2752
добавлено: 20.02.2012



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть