Газиза Ахметовна Жубанова

Gaziza Zhubanova

Существует такое изречение: "Философия начинается с удивления". А если человек, тем болеекомпозитор, не испытывает удивления, радости открытия, он многое теряет в поэтическом осмыслении мира.
Г. Жубанова

Г. Жубанову по праву можно назвать лидером композиторской школы Казахстана. Она также вносит значительный вклад в современную казахскую музыкальную культуру своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Основы музыкального воспитания заложил отец будущего композитора - академик А. Жубанов, один из основоположников казахской советской музыки. Формирование самостоятельного музыкального мышления произошло в студенческие и аспирантские годы (училище им. Гнесиных, 1945-49 и Московская консерватория, 1949-57). Напряженные творческие опыты вылились в скрипичный Концерт (1958), который открыл первую страницу истории этого жанра в республике. Сочинение показательно тем, что в нем ярко проявилась концепция всего последующего творчества: отклик на извечные вопросы бытия, жизнь духа, преломленные сквозь призму современного музыкального языка в органичном сочетании с художественным переосмыслением традиционного музыкального наследия.

Жанровый спектр творчества Жубановой многообразен. Ею созданы 3 оперы, 4 балета, 3 симфонии, 3 концерта, 6 ораторий, 5 кантат, свыше 30 произведений камерной музыки, песенные и хоровые сочинения, музыка к спектаклям и кинофильмам. Большинству из этих опусов присущи философская глубина и поэтическое осмысление мира, который в сознании композитора не ограничен пространственно-временными рамками. Художественная мысль автора обращается как в глубь времен, так и к актуальным проблемам современности. Вклад Жубановой в современную казахскую культуру огромен. Она не только использует или продолжает сложившуюся в течение многих веков национальную музыкальную традицию своего народа, но и сама существенно влияет на формирование ее новых признаков, адекватных этническому сознанию казахов конца XX в.; сознанию, не замкнутому в своем Пространстве, а включенному в общечеловеческий мировой Космос.

Поэтический мир Жубановой - это мир Социума и мир Этоса, с его противоречиями и ценностями. Таковы обобщенно-эпический струнный Квартет (1973); Вторая симфония с ее противостоянием двух антимиров - красоты человеческого "Я" и социальных бурь (1983); фортепианное Трио "Памяти Юрия Шапорина", где образы Учителя и художественного "Я" построены на ярком психологическом параллелизме (1985).

Будучи глубоко национальным композитором, Жубанова сказала свое слово большого мастера в таких сочинениях, как симфоническая поэма "Аксак-Кулан" (1954), оперы "Енлик и Кебек" (по одноим. драме М. Ауэзова, 1975) и "Курмангазы" (1986), симфония "Жигер" ("Энергия", памяти отца, 1973), оратория "Письмо Татьяны" (на ст. и песни Абая, 1983), кантата "Сказ о Мухтаре Ауэзове" (1965), балет "Карагоз" (1987) и др. Помимо плодотворного диалога с традиционной культурой, композитор представила яркие образцы обращения к современной тематике с ее трагическими и незабываемыми страницами: камерно-инструментальная поэма "Толгау" (1973) посвящена памяти Алии Молдагуловой; опера "Двадцать восемь" ("За нами Москва") - подвигу панфиловцев (1981); в балетах "Акканат" ("Легенда о белой птице", 1966) и "Хиросима" (1966) выражена боль трагедии японского народа. Духовная сопричастность нашей эпохе с ее катаклизмами и величием идей отразилась в трилогии о В. И. Ленине - оратория "Ленин" (1969) и кантаты "Аральская быль" ("Письмо Ленина", 1978), "Ленин с нами" (1970).

Жубанова успешно сочетает творческую работу с активной общественной и педагогической деятельностью. Будучи ректором АлмаАтинской консерватории (1975-87), она много сил отдала воспитанию современной плеяды талантливых казахских композиторов, музыковедов, исполнителей. В течение многих лет Жубанова является членом правления Комитета советских женщин, а в 1988 г. избрана членом Советского фонда милосердия.

Широта проблем, которая проявляется в творчестве Жубановой, находит отражение и в сфере ее научных интересов: в публикациях статей и очерков, в выступлениях на всесоюзных и международных симпозиумах в Москве, Самарканде, Италии, Японии и др. И все же главным для нее является вопрос о путях дальнейшего развития культуры Казахстана. "Истинная традиция живет в развитии", - в этих словах выражена и гражданская, и творческая позиция Газизы Жубановой, человека с удивительно добрым взглядом и в жизни, и в музыке.

С. Амангильдина

реклама

вам может быть интересно

Чарлз Айвз Композиторы
Джон Кейдж Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.12.1927

Дата смерти

13.12.1993

Профессия

композитор

Страна

СССР

просмотры: 8116
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть