Джордж Шолти

Georg Solti

Джордж Шолти (Georg Solti). Автор фото — Allan Warren

Кто из современных дирижеров является обладателем наибольшего числа премий и наград за записи на пластинки? Хотя такой подсчет, конечно, никогда не производился, некоторые критики справедливо полагают, что чемпионом в этой области оказался бы нынешний руководитель и главный дирижер лондонского театра «Ковент-Гарден» Георг (Джордж) Шолти. Почти ежегодно различные международные организации, общества, фирмы и журналы отмечают дирижера высшими отличиями. Он является обладателем премии имени Эдисона, присуждаемой в Нидерландах, премии американской критики, французской премии Шарля Кросса за запись Второй симфоний Малера (1967); его пластинки с операми Вагнера четыре раза получали «Гран-При» французской академии грампластинки: «Золото Рейна» (1959), «Тристан и Изольда» (1962), «Зигфрид» (1964), «Валькирия» (1966); в 1963 году этой же награды была удостоена его «Саломея».

Секрет такого успеха не только в том, что Шолти записывается много, причем нередко с такими солистами, как Б. Нильсон, Дж. Сазерленд, В. Виндгассен, X. Хоттер и другие артисты мирового класса. Главная причина в складе таланта артиста, который делает его записи особенно совершенными. Как заметил один из критиков, Шолти записывает методом «перевыполнения своих задач на двести процентов, чтобы в результате получить необходимые сто». Он любит еще и еще раз повторять отдельные фрагменты, добиваясь рельефности каждой темы, эластичности и красочности звука, ритмической точности; он любит работать с ножницами и клеем над магнитофонной пленкой, считая эту часть своего труда также творческим процессом и достигая того, что слушатель получает пластинку, где незаметны никакие «швы». Оркестр в процессе записи представляется дирижеру одним сложным инструментом, который позволяет ему добиваться осуществления всех его замыслов.

Последнее, впрочем, относится и к повседневной работе артиста, основная сфера деятельности которого — оперный театр.

Наиболее сильной стороной Шолти является творчество Вагнера, Р. Штрауса, Малера и современных авторов. Однако это не значит, что дирижеру чужд и мир иных настроений, иных звуковых образов. Свою разносторонность он доказал за годы уже довольно продолжительной творческой деятельности.

Шолти воспитывался в родном городе Будапеште, окончив здесь в 1930 году Музыкальную академию по классам 3. Кодаи как композитор и Э. Донаньи как пианист. Получив диплом в восемнадцать лет, он затем поступил на работу в Будапештский оперный театр и занял там в 1933 место дирижера. Международная известность пришла к артисту после встречи с Тосканини. Это произошло в Зальцбурге, где Шолти, как ассистенту-дирижеру, довелось как-то провести репетицию «Свадьбы Фигаро». Случайно в партере находился Тосканини, который внимательно прослушал всю репетицию. Когда Шолти кончил, наступила гробовая тишина, в которой раздалось лишь одно слово, произнесенное маэстро: «Bene!» — «Хорошо!». Вскоре об этом знали все, и перед молодым дирижером открылось блестящее будущее. Но приход к власти фашистов заставил Шолти эмигрировать в Швейцарию. Долгое время он не имел возможности дирижировать и решил выступать как пианист. И тут успех пришел очень быстро: в 1942 году он завоевал первую премию на конкурсе в Женеве, стал давать концерты. В 1944 году по приглашению Ансерме он провел несколько концертов с оркестром Швейцарского радио, а после войны вернулся к дирижерской деятельности.

В 1947 году Шолти возглавил Мюнхенский оперный театр, в 1952 году стал главным дирижером во Франкфурте-на-Майне. С тех пор Шолти гастролирует во многих странах Европы и с 1953 года регулярно выступает в США; однако несмотря на выгодные предложения, он категорически отказывается переехать за океан. С 1961 года Шолти стоит во главе одного из лучших театров Европы — лондонского «Ковент-Гардена», где он осуществил ряд блестящих постановок. Энергия, фанатичная влюбленность в музыку принесли Шолти всемирное признание: особенно его любят в Англии, где он получил прозвище «суперволшебника дирижерской палочки».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Гражина Бацевич Композиторы

Публикации

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

21.10.1912

Дата смерти

05.09.1997

Профессия

дирижёр

Страна

Великобритания, Венгрия

просмотры: 3496
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть