Оперетта Целлера «Продавец птиц»

Der Vogelhändler

Foto: Landestheater Coburg / © Andreas Becker

Оперетта Карла Целлера в трёх действиях.
Либретто М. Веста и Л. Хельда.

Первое представление состоялось 10 января 1891 года в венском театре «Ан дер Вин».

Содержание излагается по оригинальному либретто с учетом русского текста С. Ценина.

Действующие лица:

герцогиня Мари (сопрано); барон Станислав (тенор); барон Вепс, его дядя, начальник герцогской охоты; баронесса Аделаида, придворная дама; Адам, продавец птиц из Тироля (тенор); Кристина, почтальон (сопрано); Шнек, деревенский староста; дочь Шнека, вдова, владелица трактира; Колибриус и Инсекталь, профессора; придворные герцогини, крестьяне-тирольцы, слуги и служанки.

Действие происходит в начале XVIII века в одной из немецких земель — Рейнланд-Пфальце.

«Продавец птиц» наряду с «Мартином-рудокопом» является одной из вершин творчества Целлера. Оперетта отличается пленительной мелодикой, увлекательностью вальсовых ритмов, мягким, простодушным лиризмом. Основа оперетты — песенки и куплеты. В ней много вставных номеров, подчас ослабляющих динамику музыкальной драматургии. Широко и тщательно выписаны лишь финалы.

Первое действие

Охотничьи угодья герцога. С веселой песней собрались здесь крестьяне. Они делят между собой ружья и охотничьи припасы, чтобы браконьерствовать в герцогском лесу. На дороге появляется Шнек с сообщением, что ружья надо спрятать до более удобного случая: герцог решил поохотиться на кабанов и скоро будет здесь. Новость приводит всех в ужас. Ведь после этой охоты дичи в лесу не останется!

А вот и начальник охоты барон Вепс. Он явился заранее, чтобы все приготовить к приезду герцога. Нужно согнать кабанов и... найти девушку, которая, по обычаю, преподнесет герцогу букет цветов в парковой беседке. Герцог же за это исполнит любую ее просьбу.

Шнек предлагает для этой роли свою дочь, успевшую трижды овдоветь. Он обещает хорошую взятку, и барон, запутавшийся в долгах, с радостью соглашается.

Приветствуя местных крестьян, входят тирольцы с птичьими ловушками на спинах. С ними Адам. Его веселые, жизнерадостные куплеты «Песню я свою спою» хором подхватывают поселяне.

Неожиданно Вепс получает известие, что герцог отменил охоту. Что делать? Теперь придется вернуть Шнеку деньги! «Выручить» барона берется вовремя появившийся его племянник Станислав. Он сыграет роль герцога, которого здесь никто не видел, и пообещает дочке старосты все что угодно! Довольные найденным выходом, Вепс и Станислав поют комический дуэт. Им неизвестно, что герцогиня Мари тоже решила приехать на охоту, притом инкогнито, потихоньку от супруга. Когда они уходят в беседку, чтобы подготовиться к церемонии, появляется герцогиня. Она прелестно выглядит в простом наряде горничной. Бравурный вальс Мари полон живости и блеска. Герцогиня благосклонно беседует с Адамом. Тирольцу нравится хорошенькая горничная, и он доверчиво рассказывает ей о своих заботах. Он любит Кристину, но пожениться они не могут, так как им будет не на что жить. Если бы Мари похлопотала за него и попросила бы хоть какое-нибудь местечко в замке... А вот и Кристина со своей неизменной почтовой сумкой через плечо. Безыскусственна и простодушна ее песенка «Я почтальон». Кристина принесла Адаму важную новость: в герцогском зверинце требуется смотритель. Хорошо бы устроиться на это место!

Адам дарит девушке букет эдельвейсов. По тирольскому обычаю это означает признание в любви. Такой букет нужно беречь, хранить. Он уходит, а Кристина бежит к беседке, где находятся Вепс и Станислав, готовый играть свою роль. Упав на колени перед мнимым герцогом, девушка протягивает ему прошение. Плененный ее красотой, Станислав велит Вепсу «закрыть дверь беседки снаружи». Вепс остается караулить у входа. Видевшие это друзья Адама бегут за ним, а к беседке приближается торжественное шествие. В центре его под балдахином в роли «почетной девы» выступает дочь Шнека, дебелая трактирщица. Звучит веселый марш поселян, приветствующих герцога. Вепс хочет прогнать всех, но тут видит спешащего на выручку невесты Адама, а с другой стороны — герцогиню, которая думает, что в беседке с Кристиной уединился ее муж. Чтобы уберечь честь герцогского имени от скандала, Мари решает отвлечь внимание Адама. Она дарит ему букет роз. Звучит лирический дуэт. Адам, раз уж Кристина обманула его, готов принять любовь той, которую принимает за горничную.

Выбегает счастливая Кристина с подписанным прошением. Торжествующе звучит ее пение, но Адам гневно бросает бумагу на землю и кидается в беседку. Туда же устремляется Мари, но беседка пуста: Станислав бежал в окно! Адам, уверенный, что невеста ему изменила, при всех отказывается от Кристины и говорит о своей любви к Мари.

Второе действие

Зал летней резиденции герцога. Грустная герцогиня размышляет о происшедшем, а в дверях появляется разыскивающая герцога Кристина. После бурной сцены между женщинами, обвиняющими друг друга в своих несчастьях, Кристина, которой Мари открывает свой сан, рассказывает, что произошло в беседке: герцог пытался ее поцеловать, а она надавала ему пощечин. Тогда он рассмеялся и подписал прошение, Мари начинает понимать, что это был самозванец: герцог реагировал бы на пощечины совсем по-другому! Объяснив это Кристине, она дает ей колокольчик: когда девушка увидит того, кто выдал себя за герцога, пусть зазвонит, чтобы герцогиня узнала и наказала его. Теперь, чтобы остаться в замке, Кристина должна переодеться. И Мари уводит ее. А в зал входят профессора Колибриус и Инсекталь. Здесь будет происходить экзамен на должность смотрителя зверинца. Остропародиен их дуэт «Я тьму наук постиг». «Кандидат герцогини», — объявляет Вепс, и в зал вводят Адама. Продавец птиц не хочет выдержать испытание: он уверен, что цена его назначения — любовное свидание Кристины с герцогом. Поэтому ответы Адама на вопросы экзаменующих нарочито беспомощны и нелепы. Однако профессоров это не волнует: раз герцогиня благоволит кандидату на должность, ему ставят высшую оценку. Обескураженный Адам уходит вместе со всеми, присутствовавшими на экзамене.

Кристина, нарядная и очень красивая в одном из платьев герцогини, неожиданно встречается со Станиславом. Очарованный молодой человек, узнавший в девушке вчерашнюю просительницу, пытается выяснить, кто она. Его ария «Ах, молю, не уходи» — вальс, переходящий в дуэтную сцену. Станислав не на шутку влюблен в незнакомку, но она убегает, а вместо нее перед молодым бароном —дядюшка с потрясающим известием: влюбленная в Станислава фрейлина герцогини баронесса Аделаида решила выйти за него замуж и в качестве свадебного подарка скупила и оплатила все его векселя! Станислав в ужасе: он вовсе не хочет жениться на старой карге, но Вепс уговаривает его: два миллиона приданого в их стесненных обстоятельствах — это спасение!

Родственники уходят, а в зале встречаются Кристина и Адам. Он гордо отворачивается от девушки и говорит, что любит другую, но она смеется: «Посмотри на этот портрет на стене, твоя любезная — герцогиня!» Входят друзья Адама — тирольцы, а с другой стороны — Мари и толпа придворных. Начинается концерт. Адам с хором поет тирольскую песню, а затем очаровательный вальс «Мой любимый старый дед».

Входит барон Вепс и церемонно представляет герцогине Станислава и Аделаиду как жениха и невесту. Герцогиня уже готова поздравить их, но звенит колокольчик, обличая самозванца. Мари приказывает Адаму осудить виновного, и продавец птиц решает: Станислав должен загладить свою вину перед Кристиной и жениться на ней. Станислав с радостью предлагает Кристине руку и сердце.

Третье действие

В дворцовых покоях горничные наряжают Кристину к венцу, но невеста в ярости и готова разнести вдребезги весь дворец. Она любит Адама и совсем не хочет выходить замуж за Станислава.

Барон Вепс тоже в отчаянии — богатое приданое ускользает. Неожиданно перед ним открывается блестящая перспектива: Аделаида, оказывается, не прочь выйти замуж за дядюшку, раз уж с племянником ничего не вышло! А в это время Станислав в парке встретил Адама и рассказал ему обо всем, что произошло в беседке, — о своих притязаниях и о пощечинах...

Адам бежит мириться с Кристиной. Веселый, жизнерадостный финал завершает оперетту.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Карл Целлер

Дата премьеры

10.01.1891

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

Австрия

просмотры: 1866
добавлено: 05.08.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть