Ральф Воан-Уильямс

Ralph Vaughan Williams

Дата рождения
12.10.1872
Дата смерти
26.08.1958
Профессия
Страна
Англия

Ральф Воан-Уильямс (Ralph Vaughan Williams)

Английский композитор, органист и музыкально-общественный деятель, собиратель и исследователь английского музыкального фольклора. Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета у Ч. Вуда и в Королевском музыкальном колледже в Лондоне (1892-96) у X. Пэрри и Ч. Станфорда (композиция), У. Пэрретта (орган); совершенствовался по композиции у М. Бруха в Берлине, у М. Равеля в Париже. В 1896-99 органист церкви Саут-Ламбет в Лондоне. С 1904 член Общества народной песни. С 1919 преподавал композицию в Королевском музыкальном колледже (с 1921 профессор). В 1920-28 руководитель Баховского хора.

Воан-Уильямс — один из основоположников новой английской композиторской школы («английского музыкального ренессанса»), провозгласившей необходимость создания национальной профессиональной музыки на основе английского музыкального фольклора и традиций английских мастеров 16-17 вв.; утверждал своим творчеством её идеи, воплотив их в произведениях разных жанров: 3 «Норфолкских рапсодиях» («Norfolk rhapsodies», 1904-06) для симфонического оркестра, фантазии на тему Таллиса для двойного струнного оркестра («Fantasia on a theme by Tallis», 1910), 2-й Лондонской симфонии («London symphony», 1914, 2-я ред. 1920), опере «Хью-гуртовщик» (соч. 1914) и др.

Наиболее значительны его достижения в области симфонической и хоровой музыки. В ряде симфонических произведений Воана-Уильямса воплощены эпизоды истории английского народа, воссозданы реалистические картины жизни современной Англии, музыкальный материал для которых он черпал главным образом из английского музыкального фольклора.

Симфонические произведения Воана-Уильямса отличаются драматизмом (4-я симфония), мелодической ясностью, мастерством голосоведения, изобретательностью оркестровки, в которой ощущается влияние импрессионистов. Среди монументальных вокально-симфонических и хоровых произведений — оратории и кантаты, предназначенные для церковного исполнения. Из опер наибольшим успехом пользуется «Влюблённый сэр Джон» («Sir John in love», 1929, по «Виндзорским кумушкам» У. Шекспира). Воан-Уильямс был одним из первых английских композиторов, активно работавших в кино (на основе музыки к фильму о полярном исследователе Р. Ф. Скотте написана его 7-я симфония).

Творчеству Воана-Уильямса присущи масштабность замыслов, своеобразие музыкально-выразительных средств, гуманистическая и патриотическая направленность. Литературно-критическая и публицистическая деятельность Воана-Уильямса сыграла важную роль в становлении английской музыкальной культуры 20 века.

M. M. Яковлев


Сочинения:

оперы (6) — Хью-гуртовщик (Hugh the driver, 1924, Лондон), Отравленный поцелуй (The poisoned kiss, 1936, Кембридж), Уходящие в море (Riders to the sea, 1937, Лондон), Путь паломника (The pilgrim's progress, no Беньяну, 1951, Лондон) и др.; балеты — Старый король Коул (Old King Cole, 1923), Рождественской ночью (On Christmas night, 1926, Чикаго), Иов (Job, 1931, Лондон); оратории, кантаты; для оpкестра — 9 симфоний (1909-58), в т.ч. программные - 1-я, Морская (A sea symphony, 1910, для хора, солистов и оркестра на cл. У. Уитмена), 3-я, Пасторальная (Pastoral, 1921), 6-я (1947, по "Буре" У. Шекспира), 7-я, Антарктическая (Sinfonia antartica, 1952); инструментальные концерты, камерные ансамбли; фортепианные и органные сочинения; хоры, песни; обработки английских народных песен; музыка для театра и кино.

Литературные сочинения: Становление музыки. Послесловие и примечания С. А. Кондратьева, М., 1961.

Литература: Конен В., Ральф Воан-Уильямс. Очерк жизни и творчества, М., 1958.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

Опера в Англии (classic-music.ru)

рекомендуем

смотрите также

Реклама