Тенор

итал. tenore, от лат. tenor — непрерывный ход, равномерное движение, напряжение голоса, от teneo — направляю, держу (путь); франц. tenor, teneur, taille, haute contra, нем. Tenor, англ. tenor

Многозначный термин, известный уже в средние века и долгое время не имевший устоявшегося значения: смысл его отчасти совпадал со значениями слов tonus (псалмодированный тон, церковный лад, целый тон), modus, tropus (строй, лад), accentus (акцент, ударение, повышение голоса); обозначал также протяжённость дыхания или продолжительность звука, у теоретиков позднего средневековья - иногда ambitus (объём) лада. Со временем более точно определились следующие его значения.

\1) В григорианском пении Т. (позже называемый также туба (2), корда (франц. corda, исп. cuerda)) - то же, что реперкуссия (2), т. е. один из важнейших звуков песнопения, совпадающий с доминантой и определяющий вместе с заключит. звуком (finalis, по положению подобный тонике) ладовую принадлежность мелодии (см. Средневековые лады). В разл. видах псалмодии и близких к ней напевах Т. служит гл. тоном речитации (звуком, на к-ром речитируется значит. часть текста).

\2) В ср.-век. многогол. музыке (приблизительно в 12-16 вв.) название партии, в к-рой излагается ведущая мелодия (cantus firmus). Эта мелодия служила основой, связующим началом многогол. композиций. Первоначально термин в таком значении применялся в связи с жанром дисканта (1) - особой, строго метризованной разновидности органума (в ранних формах органума роль, аналогичную Т., исполнял vox principalis - главный голос); те же функции Т. выполняет и в др. многогол. жанрах: мотете, мессе, балладе и т. д. В двухгол. композициях Т. был нижним голосом. С добавлением контратенора bassus (контрапункт в более низком голосе) Т. стал одним из средних голосов; над Т. мог помещаться контратенор altus. В нек-рых жанрах голос, расположенный над Т., имел иное название: motetus в мотете, superius в клаузуле; верхние голоса назывались также duplum, triplum, quadruplum или - discantus (см. Дискант (2)), позднее - soprano.

В 15 в. название "Т." иногда распространяется и на контратенор; понятие "Т." у нек-рых авторов (напр., у Глареана) сливается с понятием cantus firmus и вообще с темой (как одногол. мелодией, обрабатываемой в многогол. композиции); в Италии в 15-16 вв. название "Т." применяют к опорной мелодии танца, помещавшейся в среднем голосе, контрапункт к к-рой образовывали верхний голос (superius) и нижний (контратенор).

Г. де Maшо. Kyrie из мессы.

Кроме того, в употребление входят обозначения, предполагающие использование в соч. к.-л. известной мелодии, данной в Т. (нем. Tenorlied, Tenormesse, итал. messa su tenore, франц. messe sur tenor).

\3) Название хоровой или ансамблевой партии, предназначенной для исполнения Т. (4). В многогол. гармонич. или полифонич. складе, где за образец взято хор. изложение (напр., в учебных работах по гармонии, полифонии), - голос (1), расположенный между басом и альтом.

\4) Высокий мужской голос (4), название к-рого происходит от преимущественного исполнения им в ранней многогол. музыке партии Т. (2). Диапазон Т. в сольных партиях с - с2, в хоровых с - а1. Звуки в объёме от f до f1 - средний регистр, звуки ниже f относятся к нижнему, звуки выше f1 - к верхнему и высшему регистру. Представление о диапазоне Т. не оставались неизменными: в 15-16 вв. Т. в разл. случаях трактовался либо как более близкий к альту, либо, напротив, как лежащий в баритоновой области (tenorino, quanti-tenore); в 17 в. обычный объём Т. находился в пределах h - g 1. До недавнего времени партии Т. записывались в теноровом ключе (напр., партия Зигмунда в "Кольце нибелунга" Вагнера; в ключах "до" записаны нек-рые хор. партии в "Пиковой даме" Чайковского), в старинных хор. партитурах нередко в альтовом и баритоновом; в совр. изданиях партия Т. нотируется в скрипич. ключе, что предполагает транспозицию на октаву вниз (обозначается также

image

или

image

). Образно-смысловая роль Т. со временем сильно менялась. В ораториальной ("Самсон" Генделя) и старинной духовной музыке сложилась действительная для последующих эпох традиция трактовки сольной теноровой партии как повествовательно-драматической (Евангелист в "пассионах") либо объективно-возвышенной (Benedictus из мессы h-moll Баха, отд. эпизоды во "Всенощном бдении" Рахманинова, центр. часть в "Canticum sacrum" Стравинского). По мере развития итал. оперы в 17 в. определились типичные теноровые амплуа молодых героев, любовников; несколько позже появляется специфич. партия Т.-буффа. В опере-сериа жен. голоса и голоса кастратов вытесняли мужские, и Т. поручались лишь второстепенные роли. Напротив, в отличающейся более демократич. характером опере-буффа развитые теноровые партии (лирические и комические) являются важным составным элементом. На трактовку Т. в операх 18-19 вв. оказал влияние В. А. Моцарт ("Дон Жуан" - партия Дона Оттавио, "Так поступают все" - Феррандо, "Волшебная флейта" - Тамино). В опере 19 в. сформировались осн. типы теноровых партий: лирич. Т. (итал. tenore di grazia) отличается светлым тембром, сильным верхним регистром (иногда до d2), лёгкостью и подвижностью (Альмавива в "Севильском цирюльнике" Россини; Ленский); драм. Т. (итал. tenore di forza) характеризуется баритональной окраской и большой силой звучания при несколько меньшем диапазоне (Хозе, Герман); в лирико-драм. Т. (итал. mezzo-carattere) по-разному объединяются качества обоих типов (Отелло, Лоэнгрин). Особая разновидность - характерный Т.; название связано с тем, что он зачастую используется в характерных ролях (Трике). При определении принадлежности голоса певца к тому или иному типу Т. существенны певческие традиции данной нац. школы; так, у итал. певцов разница между лирич. и драм. Т. относительна, она чётче выражена в нем. опере (напр., мятущийся Макс в "Вольном стрелке" и неколебимый Зигмунд в "Валькирии"); в рус. музыке особый тип лирико-драм. Т. с чеканным верхним регистром и сильной ровной подачей звука ведёт начало от "Ивана Сусанина" Глинки (авторское определение Собинина - "характер удалый" естественно распространяется и на вок. облик партии). Возросшее значение темброво-красочного начала в оперной музыке кон. 19 - нач. 20 вв., сближение оперы с драм. театром и усиление роли речитатива (особенно в операх 20 в.) сказались в использовании особых теноровых тембров. Таков, напр., доходящий до е2 и звучащий подобно фальцету Т.-альтино (Звездочёт). Перенесение акцента с кантилены на выразит. произнесение слова характеризует такие специфич. партии, как Юродивый и Шуйский в "Борисе Годунове", Алексей в "Игроке" и Принц в "Любви к трём апельсинам" Прокофьева, и др.

В историю иск-ва вошли имена многих выдающихся Т.-исполнителей. В Италии громкой славой пользовались Дж. Рубини, Дж. Марио, в 20 в. - Э. Карузо, Б. Джильи, М. Дель Монако, Дж. Ди Стефано, среди нем. оперных артистов (в частности, исполнителей вагнеровских сочинений) выделялись чеш. певец Й. А. Тихачек, нем. певцы В. Виндгассен, Л. Зутхауз; среди рус. и сов. певцов-Т. - Н. Н. Фигнер, И. А. Алчевский, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, Н. К. Печковский, Г. М. Нэлепп, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский.

\5) Широкомензурный медный дух. инструмент (итал. Flicorno tenore, франц. saxhorn tйnor, нем. Tenorhorn). Относится к транспонирующим инструментам, изготовляется in В, партия Т. записывается на б. нону выше реального звучания. Благодаря использованию трёхвентильного механизма имеет полный хроматический звукоряд, реальный диапазон - E - h1. Ср. и верх. регистры Т. характеризуются мягким и полным звуком; мелодич. возможности Т. сочетаются с технич. подвижностью. Т. вошёл в употребление в сер. 19 в. (б. ч. конструкции А. Сакса). Наряду с др. инструментами из семейства саксгорнов - корнетом, баритоном, басом Т. образует основу дух. оркестра, где в зависимости от состава группа Т. делится на 2 (в малом медном, иногда в малом смешанном) или 3 (в малом смешанном и большом смешанном) партии; 1-е Т. при этом обладают функцией ведущего, мелодич. голоса, 2-е и 3-й являются сопровождающими, аккомпанирующими голосами. Т. или баритону обычно поручается ведущий мелодич. голос в трио маршей. Ответственные партии Т. встречаются в симфонии No 19 Мясковского. Близкий Т. инструмент - вагнеровская валторновая (теноровая) туба (1).

\6) Уточняющее определение в названии разл. муз. инструментов, указывающее на теноровые качества их звучания и диапазона (в отличие от др. разновидностей, принадлежащих к тому же семейству); например: саксофон-Т., теноровый тромбон, домра-Т., теноровая виола (называется также виола да гамба и taille) и др.

Литература: 4) Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962; его же, Мастера вокального искусства XX века, вып. 1, М., 1974; Львов М., Из истории вокального искусства, М., 1964; его же, Русские певцы, М., 1965; Pогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953; Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М.-Л., 1950, М., 1972.

Т. С. Кюрегян


Высокий мужской голос. Основной диапазон от до малой до до первой октавы (изредка до ре или даже до фа у Беллини). Различают амплуа лирического и драматического теноров. Наиболее типичными партиями амплуа лирического тенора являются Неморино, Фауст, Ленский; среди партий драматического тенора отметим роли Манрико, Отелло, Калафа и др.

Долгое время в опере тенор использовался лишь на второстепенных ролях. До конца 18 - начала 19 века на сцене господствовали кастраты. Лишь в творчестве Моцарта, а затем у Россини теноровые голоса заняли ведущее место (преимущественно в операх-буффа).

Среди наиболее выдающихся теноров 20 века Карузо, Джильи, Бьёрлинг, Дель Монако, Паваротти, Доминго, Собинов и др. См. также контратенор.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Ноо, но Музыкальные жанры
Лютня Музыкальные инструменты

Главы из книг

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Граммофонная пластинка Музыкальные инструменты
Брно Города
Драма музыкальная Музыкальные жанры
Палеография музыкальная Термины и понятия
Пипа Музыкальные инструменты
Гамма Римского-Корсакова Термины и понятия
Чонгури Музыкальные инструменты
Звукозапись Термины и понятия
Балетмейстер Балет и танец
Квинта Термины и понятия

Реклама