Григорианское пение

Григорианское пение, григорианский (грегорианский) хорал

итал. canto gregoriano, франц. chant gregorien, нем. gregorianischer Gesang, gregorianische Melodien, Gregorianik

Общее наименование одноголосных богослужебных песнопений католической церкви. Название связано с именем папы Григория I (лат. Gregorius), прозванного Великим (ум. 604), к-рый, согласно преданию, составил антифонарий - круг строго канонизиров. песнопений, распределённых в пределах церк. года; оно было присвоено католич. богослужебным песнопениям через 300 лет после смерти Григория I. Создание антифонария явилось завершением деятельности римской церкви по упорядочению христ. богослужения, начавшейся ещё в 4 в., когда Рим стал центром всей западной христ. церкви. Г. п. сложилось в результате отбора, переработки и унификации в соответствии с целями и эстетич. установками римской церкви разл. богослужебных напевов, создававшихся в Риме или в местных центрах христ. пения. Г. п. содействовало укреплению духовной гегемонии католич. церкви и объединению её вокруг папского престола. Оно опиралось на традиции многовекового развития культовой музыки; в нём нашли претворение элементы муз. иск-ва ряда европейских и восточных народов. Язык Г. п. был латинским; он был чужим для др. народов и архаичным для самих римлян, поскольку разговорный язык к этому времени сильно эволюционировал. Источником текстов Г. п. служила Библия, хотя с течением времени к библ. текстам были сделаны разл. добавления. Г. п. является строго одноголосным, независимо от того, исполняется ли песнопение одним певцом или хором. Одноголосие его не только способствовало лучшему восприятию текста, но и символизировало полное единение чувствований и помыслов верующих. В соответствии с предписанием о недопущении женщин к участию в богослужебном пении песнопения исполняли только мужчины. Песнопения Г. п. неоднородны - они включают в себя как простейшее псалмодирование, гл. обр. на одном звуке, так и более мелодически развитые и напевные построения, связанные с традицией гимнов, и даже узорчатые, мелизматич. отрывки. В целом для Г. п. характерны строгость, сдержанность мелодики, подчинение её тексту. Во всех случаях преобладают плавные, поступенные ходы голоса; движение голоса вверх тотчас же уравновешивается последующим нисхождением и наоборот. Очень характерен постепенный подъём вначале (т. н. "ввод"), более или менее длительное пребывание на достигнутом уровне ("туба", или "тенор"), связанное с псалмодированием, и заключение - спуск мелодии к исходному уровню. В середине напева ("медианта") обычно располагается его высшая точка.

Самые ранние сохранившиеся рукописные записи Г. п. относятся к концу 8 в. Они содержат только тексты песнопений. В др. записях 8-9 вв. тексты песнопений снабжены указаниями на тот или иной церк. лад, в к-ром их надлежало исполнять. Первые нотные записи Г. п. появились в 9 в. В них была применена невменная система нотации (см. Нeвмы). Т. о. указывались направление движения мелодии, оттенки, но не точные интервалы и ритмика. Лишь позднее появились невменные записи, в к-рых точно обозначалась и высота звуков. Переход к этой системе записи облегчил обучение певцов, но привёл и к известному упрощению мелодий, в к-рых исчезли интервалы, меньшие полутона и многие украшения. Однако и эти записи не передавали ритмич. строения мелодий. Поэтому о ритмике Г. п. высказывались различные взгляды. Согласно точке зрения А. Мокеро (работы 1908-27), ритмич. организация Г. п. всецело зависела от текста, определяясь его выразительным "ораторским" произношением. По мнению А. Дешеврана (1895 и 1904), в Г. п. обнаруживалась и метроритмич. периодичность, связанная с закономерностями собственно-муз. развития. Скорее всего имело место нечто среднее: в псалмодич. отрывках ритмика полностью определялась текстом, в мелодически более оформленных концовках применялись установившиеся ритмич. формулы, а в мелиз-матич. распевах, исполнявшихся на один слог текста, ритмич. структура подчинялась закономерностям мелодич. развития. Поскольку ритмика точно не фиксировалась, большое значение приобретала вариантность: тот же самый напев мог исполняться разл. певцами в разл. ритмич. прочтении. В 12-13 вв. в связи с эволюцией нотной записи появилась возможность точно фиксировать ритмич. сторону напевов; однако к тому времени, согласно историч. свидетельствам, традиция исполнения Г. п. претерпела существ. изменения - оно стало более мерным и медленным, в связи с чем получило название "плавное пение" (лат. cantus planus, франц. plain chant, англ. plain song). Т. о., зафиксировать ритмику более ранних форм Г. п. было уже невозможно.

Г. п. строго диатонично; любой из напевов отвечает одному из 8 церковных, или средневековых ладов. Однако, хотя к тому времени была разработана теория октоиха (системы восьми диатонич. ладов), практически в каждом из ладов использовался гл. обр. гексахорд; в отд. попевках ясно выступают черты пентатоничности.

Развитые формы Г. п. представлены т. н. антифонной псалмодией, в к-рой используется чередование двух хоров. В антифонной псалмодии исполнение каждой строфы псалма обычно предваряется короткой мелодия, фразой - антифоном, к-рая выполняет как бы роль рефрена. В нек-рых антифонах мелодика достигает значит. сложности. Ещё большее мелодич. богатство отличает т. н. респонсориальную псалмодию, где пение солиста чередуется с небольшими репликами хора. И наконец наибольшая свобода мелодического развития свойственна т. н. юбиляциям - пышным мелизматическим образованиям, возникающим чаще всего на возгласе аллилуйя.

Разнообразные виды Г. п. объединились в мессе - наиболее целостном и интересном с муз. стороны разделе католич. богослужения.

Ещё до создания первого антифонария во всех странах, принявших католич. религию, насаждалась римская литургия. При этом она смешивалась с местными напевами, преобразовывалась под влиянием местных исполнит. традиций. В связи с этим возникали особые её разновидности. Важнейшими из них были галликанская (распространившаяся также в Сев. Италии, Испании, Британии и Ирландии) и мозарабская (ведущая происхождение из Толедо в Испании). В нек-рых странах римская литургия вообще не привилась. С 8 в. римские папы активно насаждали унифициров. римскую литургию, Г. п. во всех странах католич. религии. Процесс этот закончился лишь к 11 в., при папе Григории VII (1073-85), в пору, когда духовная и светская власть папства достигла своего апогея.

Хотя Г. п. мыслилось как нечто вполне устойчивое и неизменное, оно всё же развивалось и эволюционировало. Наряду с постепенным изменением традиции исполнения, превратившим Г. п. в "плавное пение", менялся и его состав. Так, в 9 в. возникли секвeнции, или прозы, образовавшиеся в связи с подтекстовкой юбиляций. В то же время появились и т. н. трoпы - вставки в напевы, добавления или интерполяции осн. текста. Возникновение секвенций и троп можно рассматривать как своего рода реакцию на отвечавшее пожеланиям идеологов церкви "окостенение" Г. п. в "плавном пении".

Ок. 9 в. на основе Г. п. возникают первые ранние формы культового многоголосия - органум и дискант. В процессе последующего развития церк. многоголосия значение в нём напевов Г. п. падает; разрушается и система ср.-век. ладов.

В конце 19 в. в зап.-европ. странах, прежде всего во Франции, возникает движение, направленное к реставрации старинного римского богослужения и ранних форм Г. п. Переиздаются старинные рукописи, дискутируются вопросы ритмики Г. п., возникают разл. "школы" его интерпретации. Движение реставрации Г. п. было поддержано папой Пием X, в результате чего появились подготовленные спец. комиссией "официальные" новые издания Г. п. (Graduale Romanum - 1908, Antiphonale Romanum - 1912, Officium hebdomadis sanctae - 1923, и др.). 2-й ватиканский концильс в 1963 определил Г. п. как "свойственное римской литургии пение", однако наряду с ним разрешил использовать в богослужении и другие виды церковной музыки, в том числе вокальное многоголосие. Г. п. использовалось в композиторском творчестве (В. д'Энди, О. Респиги и др.); в 19-20 вв. особенно часто привлекалась секвенция "Dies irae".

Издания: Monumenti vaticani di paleografia musica latina, 1-2, Hrsg. von H. M. Bannister, Lipsiae, 1913 (Codices e vaticani selecti phototypice expressi, t. XII); Monumenta musicae sacrae. Hrsg. R. J. Hesbert, Mвcon, 1952-; Monumenta monodica medii aevi, Kassel - Basel, 1956-; Le graduel romain. Йd. critique par les moines de Solesmes, Solesmes, 1957 -.

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-417; Pothier J., Les mйlodies grйgoriennes d'aprиs la tradition, Tournai, 1880, 1890; Gevaert Fr. A., Les origines du chant liturgique de l'йglise latine, Gand, 1890; в нем. пер. - Lpz., 1891; его жe, La mйlopйe antique dans le chant de l'йglise latine, Gand, 1895; Dechevrens A., Du rythme dans l'hymnographie latine, P., 1895; его же, Les vraies mйlodies grйgoriennes, P., 1902, Wiesbaden, 1971; его же, Le rythme grйgorien, Annecy, 1904; Wagner P., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, TI 1-2, Freiburg (Schweiz), 1895-1905, Tl 3, Lpz., 1921; переизд. Hildesheim - Wiesbaden, 1962; его же, Einfьhrung in die katholische Kirchenmusik, Dьsseid., 1919; Gastоuй A., Cours thйorique et pratique de plain-chant romain grйgorien, P., 1904; Jоhner D., Neue Schule des gregorianischen Choralgesangs, Regensburg, 1906, под назв. Choralschule, Regensburg, 1956 (совм. с M. Pfaff); Mocquereau A., Le nombre musical grйgorien, t. 1-2, Rome - Tournai, 1908-27; Ferretti P., Il cursus metrico e il ritmo delle melodie gregoriane, Roma, 1913; Fellerer К. G., Der gregorianische Choral im Wandel der Jahrhunderte, Regensburg, 1936; его же, Der gregorianische Choral, Dortmund, 1951; Apel W., Gregorian chant, Bloomington, 1958; Murray G., The authentic rhythm of Gregorian chant, Bath, 1959; Agustoni L., Elementi di canto gregoriano, Padova, 1959; в нем. пер. - Freiburg in Breisgau-Basel - W., 1963; Вrуden J. R., and Hughes D., An ideas of Gregorian chant, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1969.

реклама

вам может быть интересно

Танцевальная музыка Термины и понятия
Эдинбург Города

Коллективы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Иконография музыкальная Термины и понятия
Куранта Музыкальные жанры
Хельсинки Города
Йодль Музыкальные жанры
Киргизский балет Балет и танец
Побочный тон Термины и понятия
Фортепиано Музыкальные инструменты
Бразильская музыка Национальные культуры
Revoltade, револьтад Балет и танец
Поза Балет и танец

Реклама

Категории словаря

церковная музыка

просмотры: 7489
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть