Танеев. Прелюдия и фуга соль-диез минор

Prelude and Fugue for piano (gis-moll), Op. 29

Сергей Танеев (Sergey Taneyev)

Прелюдия и фуга соль-диез минор ор. 29 — единственное значительное произведение Танеева для фортепиано и к тому же единственное (не считая небольшой прелюдии фа мажор), изданное при его жизни. Другие фортепианные пьесы, в большинстве написанные в консерваторские годы (пять скерцо, Тема с вариациями и др.) и не обладающие значительными достоинствами, были опубликованы спустя десятилетия (ред. В. Я. Шебалин, П. А. Ламм).

Жанр-форма фортепианного цикла «Прелюдия и фуга», классически представленный в творчестве Баха, а во второй половине XX веке — Шостаковича, в русской фортепианной музыке XIX — начала XX века встречается крайне редко. После фуг Глинки полифонические пьесы (главным образом отдельные фуги), как правило, сочинялись в целях «самообразования», авторы их не ставили перед собой самостоятельных художественных задач (фуга ор. 17 Римского-Корсакова, фуги ор. 41 Лядова и др.). Есть фортепианная фуга (в составе ор. 21) у Чайковского, но в связи с этой небольшой пьеской упомянем лишь ее «романтическую» тональность — соль-диез минор, тональность танеевского цикла. Несколько иначе обстоит с циклами «Прелюдия и фуга» Глазунова (для фортепиано, позже — органа), имевшими художественное значение для самого автора. Судя по дневникам, ими неоднократно интересовался Танеев. Однако в эмоциональной заразительности и чисто пианистической выигрышности они уступают танеевскому циклу. Не случайно это сочинение высоко оценивал и включал в свои концертные программы Рахманинов.

Художественная пружина, движущая сила цикла — контрастность его двух частей: в прелюдии — хрупкость, томление, ритмическая гибкость (ассоциация — Скрябин), обилие переходов от зыбко-импрессионистских к откровенно-экспрессивным звучаниям, разработанная фактура, образующая множество скрытых голосов; в фуге — волевой, почти героический характер, лаконичность темы, целеустремленность развития.

В прелюдии Танеева используется баховский прием «единовременного контраста» (термин Т. Н. Ливановой): неумолимое движение остинатной фигуры нижнего голоса вниз, к глубоким басам и одновременное стремление верхнего голоса все выше и выше, к хрустальному звучанию третьей и четвертой октав фортепиано. Эти противоборствующие образы выведены из одного интонационного комплекса — септимы и секунды.

В баховских циклах «прелюдия и фуга» много внутренних контрастов, у Танеева же это почти стилевой контраст: перед нами, условно говоря, романтическая прелюдия и во многом классическая фуга. Но цикл Танеева в то же время прочно спаян присущими ему приемами интонационно-тематического единства, — в известном смысле можно говорить и о монотематизме. Велико значение гаммообразного движения. «Пробег» верхнего голоса на сексту в прелюдии (т. 2) отзовется секстовым отрезком гаммы в фуге. Ритмическая формула восьмая с точкой — шестнадцатая — восьмая, постоянно встречающаяся в прелюдии, перейдет в призывный квартовый клич темы фуги и т. п.

Важный композиционный фактор единства цикла — кульминации в прелюдии и фуге (обе — Maestoso, обе — в до мажоре). Но в прелюдии пафос утверждения довольно быстро уступает место сумрачно-тревожным образам, а в фуге это Maestoso, выращенное в недрах прелюдии, звучит мощно, в увеличении и не «снимается» начинающейся вслед за тем репризой-кодой.

Чрезвычайно интересен гармонический язык цикла чертами позднеромантической гармонии, проявляющимися на всех уровнях и во всех аспектах: в тональном плане и типах тональных отношений, в способах модулирования, отчасти в аккордике. Характерны далекие отклонения. Много полутоновых сдвигов, в том числе секвентных. Они предвосхищают хроматическую тональность, о которой Танеев писал Чайковскому еще в 80-х годах, а затем в предисловии к «Подвижному контрапункту строгого письма». Часты терцовые цепочки (разработка фуги: ми-бемоль — фа-диез — ля). В начале прелюдии (т. 5 и др.) встречаемся с полиладовостью, предвестием политональности. В методах модулирования, соответственно, преобладает энгармоническая модуляция. Фуга, в гармоническом отношении поначалу более классичная, в огромной разработке также дает много сдвигов в далекие тональности. Самое показательное в тональном развитии — убедительно и свежо звучащий до мажор в кульминациях.

Создавая цикл «прелюдия и фуга», с его сложившимися к этому времени нормами, Танеев активно относился и к целому, и к входящим в него частям: велико самостоятельное художественное значение прелюдии, весьма своеобразна двойная трехголосная фуга с совместной экспозицией при разновременном вступлении тем.

В цикле ор. 29 Танеевым решена задача синтеза современного интонационного содержания и проверенной веками конструкции. Замысел реализован в виде ярко виртуозной, отлично звучащей пьесы. Вероятно, имея в виду немалые технические трудности, а также стремясь к выявлению полифонической фактуры, автор создал четырехручный (для 2-х фортепиано) вариант цикла.

Л. Корабельникова

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Словарные статьи

Фуга 12.01.2011 в 01:30

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Сергей Танеев

Год создания

1910

Жанр

фортепианные

Страна

Россия

просмотры: 3427
добавлено: 01.08.2014



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть