Струнный оркестр

Струнный оркестр состоит из одних смычковых инструментов. Включает 5 партий: 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. В прошлом не выделялся композиторами как состав, отличающийся от симф. оркестра, т. к. в музыке 17 - 1-й пол. 18 вв. последний нередко ограничивался смычковыми и клавесином, исполнявшим партию basso continuo (Г. Пёрселл, опера "Дидона и Эней"); в классич. музыке - также и без basso continuo (В. А. Моцарт, "Маленькая ночная серенада"). С. о. в совр. понимании сложился во 2-й пол. 19 в., т. е. в период зрелости симф. оркестра, когда его струнная группа была осознана как самостоятельный исполнительский аппарат. С. о. доступны и камерность, интимность высказывания, присущие камерному ансамблю, и напряжённость, насыщенность звучания симф. оркестра. С. о. использовался в отд. номерах музыки к драмам ("Смерть Озе" из музыки Э. Грига к драм. поэме Г. Ибсена "Пер Гюнт"), в отд. частях орк. сюит. Позже ряд композиторов создал самостоят. циклич. сочинения, нередко являющиеся стилизацией муз. жанров прошлого; тогда же назв. состава начали выносить в заголовок (А. Дворжак, Серенада для струн. оркестра E-dur ор. 22, 1875; П. И. Чайковский, Серенада для струн. оркестра, 1880; Э. Григ, "Из времён Хольберга. Сюита в старинном стиле для струн. оркестра" ор. 40, 1885). В 20 в. диапазон жанров, доступных воплощению с помощью С. о., расширился, в его трактовке возросла роль насыщенного орк. звучания. Для С. о. пишут симфониетты (Н. Я. Мясковский, Симфониетта ор. 32, 1929), симфонии (Б. Бриттен, Простая симфония, 1934; Ю. М. Буцко, Симфония, 1965), циклы нового типа (В. Лютославский, "Траурная музыка" памяти Б. Бартока, 1958). Возросшая дифференциация состава оркестра на отд. партии достигла высшей точки в "Плаче по жертвам Хиросимы" для 52 струн. инструментов К. Пендерецкого (1960). Для усиления драматического или красочного эффекта к струнным нередко присоединяются труба (А. Онеггер, 2-я симфония, 1941, труба ad libitum), литавры (M. С. Вайнберг, симфониетта No 2, 1960; Э. М. Мирзоян, симфония, 1964), группа ударных (Ж. Бизе - Р. К. Щедрин, Кармен-сюита; А. И. Пирумов, симфония, 1970).

Литература: Римский-Корсаков H. A., Основы оркестровки, под ред. М. Штейнберга, ч. 1-2, Берлин - М. - СПБ, 1913, Полн. собр. соч., т. III, М., 1959; Фортунатов Ю. A., Предисловие, в нотном изд.: Мясковский Н., Симфониетта для струнного оркестра. Партитура, М., 1964.

И. А. Барсова

реклама

вам может быть интересно

Спиричуэл Опера, вокал, пение
Лондон Города

рекомендуем

смотрите также

Мелодрама Музыкальные жанры
Декламация музыкальная Термины и понятия
Меццо-сопрано Опера, вокал, пение
Мюзик-холл Музыкальные жанры
Условность Балет и танец
Пианола Музыкальные инструменты
Ксилофон Музыкальные инструменты
Рок-н-ролл Музыкальные жанры
Позиции Балет и танец
Gargouillade, гаргуйад Балет и танец

Реклама