Диктант музыкальный

от лат. dicto — диктую, повторяю

Запись по слуху мелодий, а также небольших двух-, трёх- и четырёхголосных музыкальных построений; один из методов развития музыкального слуха в занятиях по сольфеджио. Обычно Д. м. исполняется на фп., одноголосные Д. м. иногда поются педагогом или играются на смычковых инструментах. На значение Д. м. для развития муз. слуха одним из первых указал X. Г. Негели; в последующее время разработке метода Д. м. уделили внимание X. Риман и др. виднейшие зарубежные муз. теоретики и педагоги. В России Д. м. вошёл в педагогич. практику в 60-х гг. 19 в. О важной его роли в муз. воспитании писал Н. А. Римский-Корсаков ("Музыкальные статьи и заметки", 1911). Поскольку наиболее рациональным признан ладовый метод развития муз. слуха, в процессе Д. м. обычно используется предварит, прослушивание и осознание элементов лада, ритма, гармонии, голосоведения и формы диктуемого примера с последующей записью услышанного; этот приём противопоставляется ранее практиковавшемуся интервальному (механическому) способу записи Д. м. Изредка в качестве Д. м. применяются муз. отрывки в исполнении инстр. ансамбля или оркестра; при записи таких образцов учащийся должен на слух определить и обозначить инструменты, записать не только музыку, но и её инструментовку. Владение навыками Д. м. помогает композитору записывать возникающие в его сознании мелодии, муз. темы.

Литература: Ладухин Н. М., Тысяча примеров музыкального диктанта, М., (б. г.), посл. изд., М., 1964; Островский А. Л., Павлюченко С. A., Шокин В. П., Музыкальный диктант, М.-Л., 1941; Островский А. Л., Очерки по методике теории музыки и сольфеджио, Л., 1954, с. 265-86; Агажанов А. П., Двухголосные диктанты, М., 1947, 1962; его же, Четырёхголосные диктанты, М., 1961; Вахромеев В. A., Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе, М., 1963, М., 1966; Мюллер Т., Трёхголосные диктанты, М., 1967; Алексеев Б. и Блюм Дм., Систематический курс музыкального диктанта, М., 1969; Nдgе1i H. G., Vollstдndige und ausfьhrliche Gesangschule, Bd 1, Z., 1810; Lavignac A. J. A., Cours complet thйorique et pratique de dictйe musicale, P.-Brux., 1882; Riemann H., Katechismus des Musikdiktats, Lpz., 1889, 1904; Battke M., Neue Formen des Musikdiktats, В., 1913; Gйda1ge A., L'enseignement de la musique par l'йducation mйthodique de l'oreille, v. 1-2, P., 1921-23; Dickey Fr. M. and French E., Melody writing and ear training, Boston, 1926; Reuter Fr., Zur Methodik der Gehцrьbungen und des Musikdiktats, Lpz., 1927; Martens H., Musikdiktat, в серии: Beitrдge zur Schulmusik, H. 1, Lahr (Baden), 1930, Wolfenbьttel, 1958; Waldmann G., 1080 Diktate zur Musiklehre, В., 1931; Willems E., L'oreille musicale, t. 1, Gen., 1940; Grabner H., Neue Gehцrьbung, В., 1950; Schenk P., Schule der musikalischen Gehцrbildung, H. 1-8, Trossingen, 1951; его же, Schule des musikalischen Hцrens, I, Lpz.-В., 1958; Jersild J., Lehrbuch der Gehцrbildung. Rhythmus, Kph., 1956.

В. А. Вахромеев

реклама

вам может быть интересно

Бельканто, bel canto Термины и понятия
Ташкент Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Болгарский распев Церковная музыка
Киргизская музыка Национальные культуры
Нотация Термины и понятия
Чилийский балет Балет и танец
Лисабон Города
Стокгольм Города
Пропоста Термины и понятия
Фестивали балета Балет и танец
Бесконечная мелодия Термины и понятия
Австралийская музыка Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 3845
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть