Иоганн Штраус. Вальсы

Waltzes

Композитор
Жанр
Страна
Австрия
Иоганн Штраус (сын) / Johann Strauss (Sohn)

Среди концертно-бытовых произведений Иоганна Штрауса около трети занимают вальсы. В разработке этого жанра композитор многое взял от своих предшественников. Ему, конечно, были известны и лендлеры Шуберта, и «Приглашение к танцу» Вебера (1819), где впервые дана «поэмная» трактовка вальса. Сам Штраус вменял себе в заслугу расширение музыкальной формы вальса, придание ему более «протяженного» мелодического дыхания; чтобы убедиться в справедливости этого замечания, достаточно сравнить вальсы Штрауса-отца и сына. Но более того, он вдохнул новое содержание в вальс, опоэтизировал его. Лучшие сочинения Штрауса, такие, как «Голубой Дунай» (ор. 314), «Жизнь артиста» (op. 316), «Сказки венского леса» (ор. 325), «Весенние голоса» (ор. 410) и другие, представляют своего рода танцевальные поэмы. Их содержание богато оттенками различных душевных состояний. Причем переходы от одного состояния к другому — и в этом особая прелесть музыки Штрауса — всегда естественны, хотя нередко совершаются неожиданно. В качестве примера приведем отрывок из «Императорского вальса» (ор. 437):

Порыв, мечтательность, шаловливый задор, юмор и страсть сочетаются в такой поэме воедино. Главным средством выразительности является мелодия, интонационные истоки которой восходят к бытовой венской песенности. Важное значение имеет также прихотливый рисунок ритма. Штраус «высвобождает» вторую четверть в мелодии, чтобы взять аккорд в аккомпанементе чуть раньше — это придает движению эластичную подвижность (см. отрывок из вальса «Розы с юга», ор. 388):

Подвижна, изменчива и гармония Штрауса (см. пример 78), что еще более подчеркивается моцартовски ясной и певучей манерой инструментовки.

Штраус не порывает с той схемой, которая была установлена его предшественниками. Мечтательного склада вступление и затем обычно последовательность пяти контрастных по музыке вальсов, где пятый дает расширенное проведение первого,— такова форма, унаследованная Штраусом от Ланнера и своего отца:

Но Штраус симфонизировал эту форму, не только расширив рамки содержания каждого из танцев сюиты, но и сделав более органичными переходы между ними. Таким образом, сохранив преемственность с традициями австрийского крестьянского лендлера, который главенствовал в танцевальной музыке начала века, Штраус придал им новые, романтические черты городской венской культуры.

М. Друскин

реклама

Словарные статьи

Вальс 12.01.2011 в 22:52
Вена 12.01.2011 в 23:01

рекомендуем

смотрите также

Реклама