Сибелиус. «Финляндия»

Finlandia, Op. 26

Музыкальная поэма

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, струнные.

История создания

Ян Сибелиус / Jean Sibelius

3—5 ноября 1899 года в Гельсингфорсе (Хельсинки), столице Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи, отмечались «Три дня печати». Это была заключительная акция большой патриотической кампании: финны протестовали против наступления российского самодержавия на демократические права и защищали свободу прессы. 4 ноября в Шведском театре состоялся благотворительный спектакль в популярном жанре того времени — «живые картины». «Исторические сцены» со стихами и музыкой представляли различные эпохи в жизни страны. В том числе мифологическую (с мудрым певцом Вяйнемёйненом, героем «Калевалы»), легендарную (крещение финнов), историческую (Тридцатилетняя война) и наконец современную (Финляндия пробуждается). В последней поэт Людвиг Рунеберг внимал Музе, этнограф Элиас Лённрот записывал руны «Калевалы», а на заднике были изображены символы прогресса — народная школа и паровоз. Музыка Сибелиуса, включавшая оркестровое вступление ко всем картинам и сопровождение стихов, вскоре после спектакля была переработана в две оркестровые сюиты из шести пьес. Наиболее крупная, седьмая, в них не вошла и под названием «Финляндия» стала исполняться как самостоятельная симфоническая поэма.

Она прозвучала на Всемирной выставке в Париже летом 1900 года в исполнении оркестра финского Филармонического общества под управлением известного финского композитора и дирижера Роберта Каянуса. Патриотический характер произведения особенно ярко проявился в авторских концертах Сибелиуса летом 1904 года, состоявшихся на балтийской окраине Российской империи — в Риге и Ревеле (Таллине). В программах «Финляндия» фигурировала под названием «Экспромт», однако, как вспоминал композитор, «большая часть публики поняла, в чем тут дело». Современники утверждали, что «Финляндия» способствовала успеху освободительной борьбы больше, чем тысячи речей и памфлетов.

Поэма Сибелиуса сравнительно невелика, но оставляет впечатление величавой эпической фрески. Этому способствует и состав оркестра с тремя трубами и звонкими ударными, но особенно — характер тем, которые можно принять за подлинные народные. Однако здесь нет ни одной фольклорной цитаты: «Тематический материал «Финляндии» с начала и до конца принадлежит мне», — говорил Сибелиус.

Музыка

Тяжеловесные мощные аккорды меди на фоне тремоло литавры вводят в мир Финляндии — северной природы, суровых сказаний, трагической истории, могучих, богатырского склада людей, готовых к долгой упорной борьбе. Тема крупными длительностями развертывается неспешно, форте-фортиссимо. Но вот темп убыстряется, раздаются кличи труб и тромбонов, звон тарелок и треугольника, воцаряются радостные и в то же время героические настроения. Многократное повторение краткого простого мотива приводит к утверждению столь же простой, но более напевной темы. Ее излагают деревянные духовые, а второй куплет поют струнные. Обрамлением служит повторение героического эпизода, который завершает поэму мощным ликующим tutti.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Ян Сибелиус

Дата премьеры

02.07.1900

Жанр

симфонические

Страна

Финляндия

просмотры: 5261
добавлено: 10.08.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть