Равель. Две сюиты из балета «Дафнис и Хлоя»

Daphnis et Chloé

«Дафнис и Хлоя»

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, альтовая флейта, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 4 валторны, 4 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, барабан, бубен, челеста, колокольчики, 2 арфы, струнные; хор (может быть заменен органом); кроме того, в 1-й сюите — тамтам, античные тарелочки, ветряная машина; во 2-й сюите — малый барабан, кастаньеты.

История создания

Балет «Дафнис и Хлоя» своим рождением обязан русскому искусству. В мае 1909 года в Париже состоялось выступление группы петербургских и московских балетных артистов, а в следующем году начались парижские сезоны труппы Сергея Дягилева, поразившие французов совершенно новой эстетикой спектакля. Но высочайшему хореографическому и художественному уровню постановок редко соответствовало музыкальное оформление. Лишь в единичных случаях это были специально написанные балеты, чаще же — приспособленные фрагменты сочинений разных авторов. Поэтому Дягилев стал заказывать балеты как русским, так и французским композиторам. Среди них был и Равель, и именно его «Дафнис и Хлоя», по мнению одного из парижских критиков, оказался «самым совершенным и поэтичным произведением из поставленных труппой Сергея Дягилева».

О начале работы над балетом сохранились противоречивые свидетельства современников. Так, «Петербургская газета» писала: «По просьбе Дягилева Равель согласился еще в 1907 году писать балет «Дафнис и Хлоя»». Лев Бакст, оформлявший балет, сообщал в письме от 18 июня 1909 года: «Дягилев мне заказывает на будущий сезон балет «Дафнис и Хлоя»... и мы с Фокиным и Равелем уже составили интересное либретто». А постановщик Михаил Фокин вспоминал о знакомстве с Равелем, состоявшемся в 1910 году: «Дягилев спросил: нет ли у меня либретто для нового балета, который можно было бы приготовить для следующего сезона, я рассказал балет «Дафнис и Хлоя». Ему, и особенно Баксту, либретто очень понравилось. Дягилев предложил новую музыку написать Равелю». Сам же композитор в автобиографии сообщал, что «начатый в 1907 году, «Дафнис» несколько раз переделывался, особенно его финал». Законченный летом 1910 года балет был поставлен в Париже 8 июня 1912 года. Но еще 2 апреля 1911 года состоялось первое исполнение первой сюиты из «Дафниса и Хлои» под управлением Габриеля Пьерне в парижских Концертах Колонна. Вторая сюита прозвучала лишь в 1913 году.

Сценарий балета заимствован из романа Лонга «Дафнис и Хлоя», широко популярного в эпоху Возрождения и впервые изданного в 1605 году в Ганновере, а на французском языке опубликованного в 1778 году. О жизни этого писателя не сохранилось никаких сведений. Высказывались даже сомнения в подлинности имени автора. Неизвестны не только годы жизни — исследователи расходятся в определении столетия, указывая III, середину IV и даже V век. Известно лишь, что Лонг был родом с греческого острова Лесбос, где и происходит действие романа, и жил в языческой среде. Пасторальный любовный роман, откровенный и наивный, повествует о пастухе Дафнисе и пастушке Хлое, их идиллической жизни и любви на лоне природы, краткой разлуке и счастливом соединении под покровительством нимф и бога Пана.

В одноактном балете три картины, идущие без перерыва и не разделенные на традиционные номера. Музыка от конца 1-й до середины 2-й картины составляет первую сюиту, а 3-я картина полностью вошла во вторую. Каждая из сюит разделена на три эпизода. В них Равель сохраняет ремарки балета, которые играют роль своеобразной программы. Действие происходит в священной роще близ грота, у скалы с высеченными статуями трех нимф.

Первая сюита

«Ноктюрн» — «Интерлюдия» — «Воинственный танец»

«Таинственный свет окутывает пейзаж. Внезапно над головой одной из статуй возникает сияние. Нимфа оживает и спускается с пьедестала. Затем 2-я, 3-я. Они соединяются и начинают медленный и таинственный танец. Они находят Дафниса, склоняются над ним и осушают его слезы (пираты похитили его возлюбленную Хлою. — А. К.). Они приводят его в чувство и ведут к скале. Они взывают к богу Пану. Постепенно вырисовывается фигура бога. Дафнис простирается перед ним в мольбе. Свет гаснет.

За сценой слышны голоса, вначале отдаленные. Трубные призывы вдали. Голоса приближаются. Тусклый свет. Лагерь пиратов. Холмистый берег. В глубине море. Направо и налево вдали скалы. У берега вырисовывается трирема. Кое-где виднеются кипарисы. Мелькают фигуры снующих пиратов, отягченных добычей. Принесенные факелы вспыхивают в последний раз, заливая сцену ярким светом».

Вторая сюита

«Рассвет» — «Пантомима» — «Общий танец»

«Конец ночи. Единственный шум — журчание ручейков, скопившихся в виде росы, которая сочится со скал. Дафнис все еще распростерт перед гротом нимф. Постепенно разгорается рассвет. Слышно пение птиц. Вдали проходит пастух со стадом. Другой пастух пересекает сцену в глубине. Входит группа пастухов, ищущих Дафниса и Хлою. Они обнаруживают Дафниса и будят его. Встревоженный, он ищет взглядом Хлою. Наконец, она появляется, окруженная пастушками. Они бросаются друг другу в объятия. Дафнис замечает излучающий свет венец Хлои. Его сон оказался пророческим видением: вмешательство Пана осуществилось наяву (он освободил Хлою из рук пиратов. — А. К.).

Старый пастух Ламмон объясняет, что если Пан спас Хлою, то сделал это в память нимфы Сиринкс, в которую был некогда влюблен. Дафнис и Хлоя изображают в пантомиме приключения Пана и Сиринкс. Хлоя представляет юную нимфу, бродящую по лугам. Появляется Дафнис-Пан и признается ей в любви. Нимфа отвергает его. Бог становится более настойчивым. Она исчезает в тростниках. Отчаявшись, он ломает несколько тростинок, превращая их в флейту (флейта Пана — свирель из скрепленных трубочек различной длины. — А. К.) и играет на ней меланхолическую мелодию. Хлоя появляется снова и изображает в своем танце то, что играет флейта. Танец все более оживляется, и в отчаянном кружении Хлоя падает в объятия Дафниса. Перед алтарем нимф он клянется в верности своими двумя овцами.

Входит группа девушек, одетых вакханками, потрясая тамбуринами. Дафнис и Хлоя нежно обнимаются. Группы юношей заполняют сцену. Веселая суматоха. Общий танец. Выступление Дафниса и Хлои. Выступление Доркона (волопаса, соперника Дафниса. — А.К.)».

Равель точно придерживается программы, однако музыка лишена иллюстративности и дробности. Не случайно он определил жанр балета как «хореографическую симфонию в трех частях». И в сюитах можно обнаружить части симфонического цикла. Построенная на контрастах 1-я сюита открывается лирическим адажио («Ноктюрн») и после краткого связующего эпизода завершается стремительным плясовым скерцо («Воинственный танец»). Пронизанная разнообразными оттенками единого светлого, радостного чувства 2-я сюита служит грандиозным жизнеутверждающим финалом. Стиль своего балета Равель охарактеризовал так: «В этом сочинении я задумал создать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воскресить подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века». Для создания такой фрески ему понадобился грандиозный оркестр — четверного состава с множеством ударных (их общее число доходит до 14). Одной из оркестровых красок становится четырехголосный хор, поющий без слов, — как без сопровождения, так и дополняющий голоса оркестра.

Музыка

Морис Равель / Maurice Ravel

Первую сюиту открывает «Ноктюрн» таинственными шорохами ночи (тремоло струнных с сурдинами и еле слышным ударом тамтама). Оживление статуй трех нимф передают каденции солирующей флейты, засурдиненной валторны и кларнета. Из них вырастает танец нимф, полный неожиданных гармонических и оркестровых эффектов. Завершается эпизод кратким угловатым загадочным мотивом Пана в наводящем ужас звучании тромбонов и тубы.

Краткая «Интерлюдия» поражает своей оригинальностью. Она целиком поручена закулисному хору со скорбными, словно плач без слов, хроматическими ходами. Отдаленные переклички валторны и трубы служат контрастным переходом к следующему эпизоду.

В «Воинственном танце» (авторское обозначение — «живо и очень грубо») чередуются несколько кратких энергичных буйных мотивов. Темп ускоряется, нарастание завершается мощным tutti с набором ударных. Его сменяет более лирическая гибкая узорчатая тема в причудливом оркестровом наряде (флейта-пикколо в сопровождении трубы с сурдиной, треугольник, бубен и флажолеты арфы) — по сценарию это спор пиратов о добыче: прекрасной пленнице Ликейон. Затем все темы сплетаются, к оркестру присоединяются тенора и басы, и сюита завершается буйством пиратской пляски.

Вторая сюита, подобно первой, начинается красочной картиной природы, но не спящей, а пробуждающейся («Рассвет»). На фоне тихого журчания ручейков (флейты, кларнеты, арфы и челеста) и щебета птиц (три скрипки соло и флейта-пикколо) в глубоких басах возникает широко раскинувшаяся, устремленная ввысь тема. Равель достигает поразительного живописного эффекта: так и видится постепенно разгорающийся свет, медленно поднимающееся солнце, заливающее все ослепительным потоком лучей. Но это не безлюдный пейзаж — его оживляют темы двух проходящих со стадами пастухов (их свирельные наигрыши поручены флейте-пикколо и кларнету-пикколо на сцене), Хлои, Пана и, наконец, торжественно провозглашаемая мелодия любви. Она образует кульминацию «Рассвета».

В «Пантомиме» историю Пана и нимфы Сиринкс рассказывают преимущественно солирующие деревянные духовые. Влюбленный бог охарактеризован совершенно преображенным мотивом: загадочный и угрожающий в «Ноктюрне», он становится теперь, в перекличках скрипок и флейт, томным и нежным. Медленное соло флейты превращается в стремительный кружащийся танец, который вновь завершает тема любви Дафниса и Хлои — на этот раз в необычном тембре альтовой флейты.

«Общий танец» — вакханалия — вызывает ассоциации с массовыми плясками русских композиторов, вроде так поразивших Париж Половецких плясок с хором из «Князя Игоря» Бородина, и в то же время подготавливает не менее знаменитое «Болеро» самого Равеля. Эпизод начинается оркестровыми вариациями на неизменно повторяющийся короткий мотив с упругим, также неизменным, ритмом в сложном размере 5/4. Затем в общее веселье включаются отдельные персонажи, напоминая о начале балета (где Дафнис и волопас Доркон состязались в пляске). На теме Хлои у скрипок и альтов строится танец влюбленной пары, ей противостоит тяжеловесная тема Доркона у виолончелей, фаготов и валторн, которую вытесняет тема любви. И вновь развертывается неудержимо стремительное общее веселье в мощном звучании всего оркестра, усиленного хором.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Мазурки Фортепианные

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Морис Равель

Год создания

1910

Жанр

симфонические

Страна

Франция

просмотры: 7510
добавлено: 10.08.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть