Дворжак. Славянские танцы, вторая тетрадь

Slovanské tance, Op. 72

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, струнные; в 1-м, 3-м, 5-м и 7-м танцах — 3 тромбона, в 6-м и 7-м — флейта-пикколо, в 8-м — колокольчики.

История создания

Антонин Дворжак (Antonín Dvořák)

Издание в 1878 году 1-й тетради Славянских танцев принесло Дворжаку европейскую славу, а издателю Зимроку — колоссальный доход, и в начале 1880 года он заказал композитору 2-ю тетрадь. Занятый более серьезными, камерными жанрами, Дворжак предлагал повременить до осени, однако прошло не шесть месяцев, а шесть лет, прежде чем вторые Славянские танцы появились на свет. За это время композитор написал две симфонии и две оратории, работая над которыми не мог, по собственным словам, «думать о такой веселой музыке». К тому же он понимал, что новое сочинение должно быть достойно славы 1-й тетради, а «дважды создать нечто подобное чертовски трудно!»

В эти годы Дворжак по полгода, от весны до осени, проводит в горах, недалеко от городка Пржибрама, в небольшом доме, окруженном прекрасным садом. 11 июня 1886 года он сообщает Зимроку: «Уже шесть недель как я нахожусь здесь, в Высокой, и поскольку погода так благоприятна и местность так великолепна, я живу здесь лучше, чем Бисмарк в Варцине (родовом замке в Пруссии. — А.К.), и при этом совсем не ленюсь. Целый день я обычно провожу в саду, который лелею и люблю, как божественное искусство; а потом брожу по лесу. На творчество много времени не остается, но дело идет как по маслу. Славянские танцы меня очень занимают, и я думаю, что они будут совсем другими (без шуток и иронии!)».

Действительно, работа шла так же быстро, как и над 1-й тетрадью: сочинение фортепианного варианта в 4 руки заняло месяц (4 июня — 9 июля 1886 года), оркестровой партитуры — около полутора месяцев (середина ноября — начало января 1887 года). Уже 6 января 1-й, 2-й и 7-й танцы прозвучали в Праге в исполнении оркестра Национального театра под управлением автора, и в том же году Зимрок в Берлине издал партитуру под ор. 72.

С другой стороны, 2-я тетрадь оказалась непохожей на 1-ю. Здесь значительно больше поэтических картин, окрашенных то в эпические, то в лирические, то в комедийные тона. Нередко повествовательное или медитативное начало преобладает над непосредственно танцевальным. Заголовок гораздо более соответствует содержанию: использованы прообразы танцев различных славянских народов (собственно чешские танцы появляются только в трех из восьми номеров). Иными становятся и принципы инструментовки: если в 1-й тетради оркестровый состав остается почти неизменным во всех танцах, то во 2-й инструментовка становится более тонкой, изысканной, в четных номерах исключены тромбоны. И даже объединение в сюиту происходит несколько иначе: арка возникает между № 1 и № 7, тогда как последний танец играет роль развернутого эпилога.

Музыка

№ 1 — представляет собой одземек, удалой мужской танец с прыжками («от земли»), известный в Словакии и Восточной Моравии. Он относится к «збойницким» — разбойничьим пляскам «горных хлопцев» — восставших крестьян и исполняется с секирами или топориками вокруг лесного костра. Дворжак, в отличие от народного одземека, построенного на повторении одной мелодии, чередует темы героические, полные стихийной силы, с повествовательными и женственно лирическими. Основной контраст подчеркнут оркестровыми средствами. В стремительных крайних разделах мощное tutti создает эффект массовой пляски, завершаемой ударами литавры. В более умеренном среднем разделе, с преобладающим звучанием деревянных духовых и струнных, возникает картина девичьих хороводов (одна из тем является подлинной народной словацкой песней «Сапожки мои»).

№2 — самый популярный у слушателей — образует резчайший контраст с предыдущим. Как и в 1-й тетради, композитор помещает на второе место украинскую думку, щемяще звучащую у скрипок. Ее оттеняют более светлые темы, в которых можно уловить ритм мазурки. Напевные мелодии отличаются редкой красотой, экспрессией, психологической глубиной, не свойственной танцевальному жанру. Лирический склад подчеркнут более скромными оркестровыми красками: из медных использованы лишь валторны, из ударных — литавры и треугольник.

№3 — еще одна скочна, но трактуемая по-иному, чем в 1-й тетради. Возникает картина пестрой ярмарочной суеты, насыщенных юмором представлений — то ли заезжих комедиантов (как в последнем акте «Проданной невесты» Сметаны), то ли очень любимого в Чехии XIX века кукольного театра. В центре — комическая любовная сценка: чувствительную, «сладкую», по авторскому определению, мелодию ведут флейта и гобой в октаву, а ритм отбивают большой барабан, тарелки и контрабасы пиццикато. Затем следует грубовато шутливая, терпко гармонизованная мелодия чешской народной песни «Под дубом, за дубом», также интонируемая деревянными духовыми. Она же завершает весь танец в мощном звучании tutti и головокружительном темпе.

№ 4 — снова украинская думка, перекликающаяся с № 2, с аналогичным составом более камерного оркестра (здесь исключен и треугольник). Этот номер уже невозможно назвать танцем. Преобладание лирико-поэтических, медитативных тем над танцевальными становится абсолютным, полностью отсутствуют и темповые контрасты. Многократно повторяющаяся краткая попевка со своеобразным ладовым оборотом напоминает старинные обрядовые заклинания сил природы, встречающиеся у многих славянских народов, а в среднем разделе господствуют сказочные образы из мира светлой фантастики.

№ 5 — самый краткий в цикле, целиком основанный на мелодии хороводной песни-танца «Говорила крестьянка крестьянке», исполнение которой Дворжак наблюдал на лугу в Высокой. Это сравнительно мало распространенная чешская шпацирка (от немецкого — прогуливаться), построенная на сопоставлении медленной чинной поступи и быстрого кружения с подскоком. Композитор изобретательно варьирует незамысловатую народную тему то в миноре, то в мажоре, в звучании то полного оркестра с медными и ударными, то лишь виолончелей и двух валторн в низком регистре.

№ 6 — опирается на польский прообраз — полонез, получивший широкое распространение по всей Европе с XVI века. Однако трактует его Дворжак весьма своеобразно, не подчеркивая присущую танцу острую ритмическую фигуру. Полонез сближен с моравским танцем, носящим название «стародавний», близким по характеру к менуэту (не случайно обозначение темпа — «умеренно, подобно мину эту» в старинном написании этого танца), что напоминает и о соуседске, использованной в № 4 и № 6 из 1-й тетради. В музыке крайних частей слышатся плавные галантные старомодные приседания, а более подвижная средняя часть украшена звучанием флейты-пикколо, которой, вместе с гобоем, поручена тема.

№ 7 — еще больше расширяет круг народных прообразов, представляя собой южнославянское (сербское) коло — хороводную пляску, где танцующие соединяют руки, образуя нерасторжимую цепь. Традиции коло уходят в глубокую древность славянских племен, связанную с языческими обрядами. Дворжак с большим размахом воссоздает картину шумного массового народного праздника: звучит полный оркестр, важную роль играют медные и ударные инструменты, все темы получают подлинно симфоническое развитие. Так № 7 становится финалом 2-й тетради, образно и даже интонационно перекликаясь с открывавшим ее одземеком.

№ 8 — опирается на чешскую соуседску, но в отличие от № 4 и № 6 из 1-й тетради танцевальность ей не свойственна. Обозначение темпа отсылает к медленному вальсу — не бытовому танцу с конкретными фигурами, а поэтическому образу этого символа романтизма. Преобладание лирико-мечтательных настроений связывает его с думкой № 4, что подчеркивает и явственное интонационное родство. Неистощимо богатство многочисленных тем — сердечных, искренних, то пылких, то сдержанных, овеянных дымкой воспоминаний или горечью расставания. Они получают широкое развитие, превращающее этот, самый протяженный из всех номеров, в подлинную симфоническую поэму. Таким образом, 2-я тетрадь приобретает второй, контрастный финал: №7 — картина буйного народного веселья, подобно финалу 1-й тетради; №8 — лирическое раздумье, слово от автора, завершающее не только 2-ю тетрадь, но и всю сюиту из 16 Славянских танцев.

А. Кенигсберг

реклама

Главы из книг

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Антонин Дворжак

Дата премьеры

06.01.1887

Жанр

симфонические

Страна

Чехия

просмотры: 4867
добавлено: 19.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть