Марина Тимофеевна Семёнова

Marina Semyonova

Марина Семенова
Марина Семенова в заглавной партии балета "Раймонда". Жан де Бриен - Михаил Габович. Фото А. Воротынского (из музея Большого театра) "Пламя Парижа". Марина Семенова - Диана де Мирель. Фото: bolshoi.ru Марина Семенова в партии Одилли в балете "Лебединое озеро". Принц Зигфрид - Александр Руденко. Фото из музея Большого театра Великая балерина XX столетия Марина Семенова. Фото: bolshoi.ru

Великая русская балерина прожила более ста лет — и не дала журналистам ни одного интервью. А ведь ее называли «Тальони двадцатого века»…

Марина Семенова родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Петербурге, в семье, далекой от балета. Детство выдалось тяжелым: рано овдовевшая мать была вынуждена воспитывать шестерых детей. Став участницей танцевального кружка Екатерины Кариной, Марина впервые в жизни вышла на сцену в одном из детских спектаклей и обратила на себя общее внимание врожденной пластичностью и музыкальностью. По совету Кариной, Марину решили отдать учиться в хореографическое училище.

Однако преподаватели, увидев десятилетнюю Семенову, решили, что балерины из нее не получится. Бледная, невысокая и очень худая девочка не смогла произвести на них впечатления. На стороне своей однофамилицы оказался лишь Виктор Александрович Семенов, один из ведущих танцовщиков Мариинки. Благодаря его вмешательству Марину все же приняли в училище, а вскоре определили в интернат при нем.

Первый год она занималась в классе Марии Федоровны Романовой, матери Галины Улановой. Способную девочку перевели из первого класса сразу в третий, что в принципе в практике хореографического училища было редким случаем. И Марина продолжила обучение в классе Вагановой. Узнав о том, что ей предстоит учиться в классе строгой и злой на язык преподавательницы, девочка плакала от испуга; но вскоре после начала занятий она была покорена артистизмом и вдохновением своего нового педагога, в первый же год занятий сумев достичь поразительных успехов.

Свою первую партию Марина Семенова станцевала в тринадцатилетнем возрасте. Это был одноактный балет Льва Иванова «Волшебная флейта». Роль Лизы показалась Семеновой очень интересной, и она работала над ней с увлечением. Немного позже Семенова блеснула в балете «Тщетная предосторожность», показав, насколько великолепен ее сценический темперамент. И все же настоящим сценическим дебютом балерины следует считать ее отличное выступление на сцене Академического театра оперы и балета в «Дон Кихоте».

Выступление Марины Семеновой в выпускном спектакле «Ручей» произвело эффект разорвавшейся бомбы – начиная с этого момента все разговоры о том, что классический танец себя изживает, показались лишенными смысла.

Семнадцатилетняя Марина Семенова начала свои выступления в Кировском театре, миновав ступень кордебалета, которая считалась обязательной для всех начинающих танцовщиц. Уровень танцевальной техники юной балерины был настолько высок, что руководство театра решило нарушить установленные правила. Марина Семенова танцевала на сцене Мариинки четыре года. Эти годы были исключительно плодотворными в творческом плане. Агриппина Ваганова так и осталась наставницей своей ученицы, помогая ей совершенствовать свое мастерство теперь уже на большой сцене.

Ее постоянным партнером стал Виктор Семенов. Вскоре они поженились.

Молодая артистка стала первой ласточкой новой советской традиции – забирать лучших артистов из Ленинграда в Москву. В практике императорских театров все было наоборот: молодых талантов из Москвы прибирали в Петербург и, добавив огранки, ставили в лучшем случае во вторые составы.

К 1930 году советская власть уже наигралась левым искусством и всерьез озаботилась искусством официальным. Юная Семенова разительно отличалась от ровесниц не только техникой и талантом. Профессионалы сразу же одарили ее немодным и неактуальным комплиментом «царственная». Однако новой власти с ее имперскими амбициями такая балерина была очень кстати. И танцевать ей надлежало в главном театре страны.

5 сентября 1930 года ее имя впервые появилось на афишах Большого театра – Семеновой предстояло дебютировать на его сцене в «Баядерке».

Семенова исполняла главные партии в классических балетах – «Лебедином озере», «Раймонде», «Баядерке», покоряя качеством исполнения, размахом и смыслом жеста, апломбом, большим стилем. Ее взлетом хвастал в Париже перед Сергеем Дягилевым нарком Луначарский – надо думать, не простодушно, а с подтекстом «не всех вы, дружок, увезли в Европу». В середине тридцатых Семенову даже выпустили в Париж, где она солировала в «Жизели» с бывшим киевлянином, главой балета Парижской оперы Сержем Лифарем.

С появлением Семеновой в Большом театре среди высших государственных чинов появилась мода ходить на балет. Он «вошел в протокол»: на спектакли стали приглашать высоких зарубежных гостей. Едва ли не все замечательные балерины эпохи были замужем за военными высокого ранга.

Ваганова, оставаясь в Ленинграде, продолжала пристально следить за тем, как складывается творческая судьба ее ученицы. А Семенова продолжала развиваться, совершенствовать свое мастерство, впитывая московские традиции, обогащаясь опытом московской театральной культуры, обретая свою индивидуальность и творческую зрелость. После «Баядерки» балерина предстала перед глазами московской публики в образе Флорины из балета Чайковского «Спящая красавица». В дуэте ее партнером в роли Голубой птицы выступал муж, Виктор Семенов. Партия Флорины была своего рода подготовительным этапом на пути к другой – роли принцессы Авроры.

Эту роль она исполнила с блеском. Призрачная мечта принца, бесплотная и нереальная, в воплощении Марины Семеновой обрела способность жить и чувствовать, любить, радоваться и страдать.

Уже в первом сезоне она станцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». И исполняла эту партию более двадцати пяти лет. «Лебединое озеро» было одним из самых любимых балетов Семеновой. Она настолько глубоко чувствовала его, что могла танцевать даже без музыки – такое случилось однажды на одном из концертов, когда балерина и ее партнер Юрий Кондратов, решив не ждать запоздавшего аккомпаниатора, стали танцевать без всякого музыкального сопровождения. В тот вечер музыку зрителям заменили сами движения балерины.

Образы, создаваемые на сцене Мариной Семеновой, были разными. Ее талант перевоплощения был настолько многогранным, что позволял ей с одинаковой достоверностью и проникновенностью воплощать любую роль. Маша из балета «Щелкунчик» – одновременно реальная и фантастическая, светлая, наполненная невысказанной грустью; Китри из «Дон Кихота» – дерзкая, гордая, полная азарта и огня; юная цыганка Эсмеральда – лучезарная, манящая, но недосягаемая и загадочная – роли, полные противоположных оттенков, удавались ей с одинаковым совершенством. А вот «Жизель» не удержалась в ее репертуаре, хотя и принесла артистке мировую славу – именно в этом балете она дебютировала на гастролях в Париже.

Семенова к тому времени превратилась в настоящую роковую красавицу. Вокруг знающей цену своей красоте и таланту артистки вились высокопоставленные поклонники. И ее ждали тяжелые испытания. В 1938 году арестовали ее второго мужа, который работал послом в Турции, а саму Марину Семенову после этого держали под домашним арестом. В положении жены «врага народа» было нелегко работать. Жена «изменника родины» сразу стала «невыездной» и на всякий случай приготовила чемоданчик с бельем. Светская львица советской элиты, с петроградских времен владевшая французским и блиставшая на дипломатических раутах, оказалась в тени. Другой рукой власть поощряла: в 1937-м Семенова стала заслуженной артисткой РСФСР, а в 1941-м – даже лауреатом Сталинской премии.

Начиная с 1953 года Марина Тимофеевна Семенова работает педагогом-репетитором в Большом театре. Она – Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, профессор Российской академии театрального искусства. Ее ученицы – Наталья Бессмертнова, Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Наталия Касаткина и многие другие прекрасные мастера балета, которым Марина Семенова передала свое мастерство и любовь к главному делу своей жизни. «Семеновский полк» – так называют себя ученицы прославленной балерины.

Ее столетний юбилей Москва праздновала с размахом – в Большом театре состоялись показы балетов, в которых в свое время блистала Марина Семенова: «Лебединое озеро», «Баядерка», «Раймонда». На эру Марины Семеновой пришлось несколько революций и войн, но исполнительница, чье техническое совершенство является непревзойденным до сего дня, доказала: классическое искусство живет вне социальных перемен и времени.

Д. Трускиновская


Народная артистка РСФСР (1951), народная артистка СССР (1975), профессор, лауреат Сталинской премии (1941).

Окончила ЛХУ в 1925 (ученица А. Вагановой) и принята в ГАТОБ на положение солистки, где танцевала до 1929. Первая исполнительница партии Душеньки («Крепостная балерина»); др. партии: Одетта — Одиллия, принцесса Флорина, Аврора, Царь-девица; Клеманс, Раймонда («Раймонда»), мазурка, 7-й вальс («Шопениана»), Аспиччия («Дочь фараона»), Никия; Повелительница дриад («Дон Кихот»), Повелительница наяд («Сильвия»), Невольница («Корсар»), Наина («Ручей»).

На гастролях в Ленинграде в 30-е гг. исполняла партии Лебедя и Одиллии («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова). В 1930-52 балерина Большого театра. Среди ее новых партий: Тао Хоа, Китри, Жизель, Эсмеральда, Маша, Панночка; Лиза («Барышня-крестьянка»), Мирандолина («Мирандолина» С. Василенко), Золушка.

В сезоне 1935-36 с триумфом выступила в парижской «Гранд-Опера» (в «Жизели» с С. Лифарем, а также в концертах). С 1953 педагог-репетитор ГАБТа, педагог МХУ (1954-60), одновременно (с 1960) преподает методику классического танца в ГИТИСе.

Искусство Семёновой — слава и гордость советского балета. Ее талант поражал уже в ученических спектаклях. «В Ленинграде совершенно исключительно развернулась молодая Семенова и за нею, по-видимому, следуют и другие интересные таланты, художественно воспитанные уже во время революции» (А. Луначарский).

В начале артистического пути Семёновой казалось, что в ее танце как бы оживает старый классический балет во всей его красоте и виртуозной мощи, А. Гвоздев называл ее «цветком старинного искусства». «Семенова в первых же своих выступлениях властно, «во весь голос», утверждала великолепие своего искусства, в ее танце была требовательная победоносная целеустремленность, и нельзя было не преклоняться перед ее могучим талантом» (Б. Львов-Анохин).

Постепенно становилось ясно, что любимица ленинградской публики Семёнова не только талантливо продолжает славные традиции, переданные ей ее педагогом А. Вагановой, но и создает новый стиль исполнения, пронизанный духом времени. «Меня восхищали, привлекали и героический стиль ее танца, и ее удивительная сценическая свобода, и захватывающая широта движений, и скульптурность жеста, и ее руки, выразительные и необыкновенно красивые. Ее танец резко отличался от танца других ведущих балерин театра, и преимущество было на его стороне» (Н. Дудинская) .

С годами талант Семёновой развивался, росло число исполненных ею ведущих партий в различных балетах, углублялась трактовка уже сыгранных ролей. Искусство воспитанницы ленинградского балета становится известным всей стране, а затем и за ее пределами.

«Семеновой было доступно абсолютно все — народные танцы, характерные, эксцентрические, классические, притом величайшей виртуозности. Она с равным успехом исполняла партерные и воздушные па, вращательные и полетные. Русская широта и удаль жили в ее походке и повадке, в ее жестах и па. Такого склада балерины я больше не видел» (Ф. Лопухов).

Раймонда, Аврора, Никия, Лебедь — вот лучшие партии Семёновой. О Семёновой — Лебеде написано и сказано немало, с нее, по существу, началась новая глава в истории интерпретации «Лебединого озера»: не элегическая грусть, не сумеречная лирика, а глубоко трагический образ девушки-птицы, гибнущей непокоренной, своей гибелью утверждающей могущество жизни. Партия Никии в «Баядерке» казалась созданной для Семёновой — так созвучна она была природе ее таланта. «Семенова осталась непревзойденной в этой роли, почти так же, как Собинов в роли Ленского, Шаляпин в роли Мефистофеля» (Ф. Лопухов).

Традиции искусства Семёновой живут не только в творчестве ее учениц, они неотъемлемы от всего советского балета.

Сочинения: Памяти художника.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1982.

Литература: М. Т. Семенова.— М., 1953; Иванова С. Марина Семенова.— М., 1965; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Раевский В. М. Т. Семенова,— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Гвоздев А. Ученица-балерина М. Семенова.— Жизнь иск-ва, 1925, № 17; Бродерсен Ю. Семенова — Баядерка.— Рабочий и театр, 1926, № 52; Головашенко Ю. Русская балерина,— Театральная жизнь, 1962, № 4; Гаевский В. Балерина Семенова.— Театр, 1962, № 4; Бочарникова Э. Марина Семенова.— Муз. жизнь, 1976, № 8; Уральская В. Магия вдохновенного танца.— Сов. балет, 1983, № 1.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

12.06.1908

Дата смерти

09.06.2010

Профессия

балерина, педагог

Страна

СССР

просмотры: 7997
добавлено: 30.03.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть