Бруно Вальтер

Bruno Walter

Творчество Бруно Вальтера составляет одну из ярчайших страниц в истории музыкального исполнительства. В течение почти семи десятилетий он стоял за дирижерским пультом в крупнейших оперных театрах и концертных залах всего мира, и слава его не померкла до конца дней. Бруно Вальтер — один из самых замечательных представителей плеяды немецких дирижеров, выдвинувшихся в начале нашего столетия. Он родился в Берлине, в простой семье и рано проявил способности, заставившие увидеть в нем будущего артиста. Обучаясь в консерватории, он одновременно овладевал двумя специальностями — пианистической и композиторской. Однако, как это нередко бывает, он избрал в результате третий путь, став в конце концов дирижером. Этому способствовало увлечение симфоническими концертами, в которых ему довелось слышать выступления Ханса Бюлова — одного из выдающихся дирижеров и пианистов прошлого века.

Когда Вальтеру исполнилось семнадцать лет, он уже закончил консерваторию и занял свой первый официальный пост пианиста-концертмейстера в Кельнском оперном театре, а через год здесь же состоялся его дирижерский дебют. Вскоре Вальтер переехал в Гамбург, где начал работать под руководством Густава Малера, оказавшего на молодого артиста огромное влияние. По существу, Малер явился создателем целой школы дирижеров, в которой Вальтеру по праву принадлежит одно из первых мест. Два года, проведенных в Гамбурге, молодой музыкант овладевал секретами профессионального мастерства; он расширил свой репертуар и превратился постепенно в заметную фигуру на музыкальном горизонте. Затем в течение нескольких лет он дирижировал в театрах Братиславы, Риги, Берлина, Вены (1901—1911). Здесь судьба опять свела его с Малером.

В 1913—1922 годах Вальтер был «генеральмузикдиректором» в Мюнхене, руководил моцартовскими и вагнеровскими фестивалями, в 1925 году возглавил Берлинскую государственную оперу, а спустя четыре года — и лейпцигский «Гевандхауз». Это были годы начала расцвета концертной деятельности дирижера, завоевавшего всеевропейское признание. В тот период он неоднократно бывал и в нашей стране, где его гастроли проходили с неизменным успехом. В России, а затем в Советском Союзе у Вальтера было очень много друзей среди музыкантов. Примечательно, что он был первым исполнителем за рубежом Первой симфонии Дмитрия Шостаковича. Тогда же артист участвует в Зальцбургских фестивалях и ежегодно дирижирует в «Ковент-Гардене».

К началу тридцатых годов Бруно Вальтер был уже на вершине своей карьеры. Но с наступлением гитлеризма знаменитый дирижер вынужден был бежать из Германии сначала в Вену (1936), затем во Францию (1938) и, наконец, в США. Здесь он дирижировал в театре «Метрополитен-опера», выступал с лучшими оркестрами. Лишь после войны концертные и театральные залы Европы вновь увидели Вальтера. Его искусство за это время не утратило своей силы. Как и в молодые годы, он восхищал слушателей и широтой своих концепций, и мужественной силой, и пылкостью темперамента. Таким он и остался в памяти всех, кто слышал дирижера.

Последние концерты Вальтера состоялись в Вене, незадолго до смерти артиста. Под его управлением прозвучали Неоконченная симфония Шуберта и Четвертая Малера.

Репертуар Бруно Вальтера был очень велик. Центральное место в нем занимали сочинения немецких и австрийских композиторов-классиков. Собственно говоря, можно с полным основанием утверждать, что программы Вальтера отражали собой всю историю немецкого симфонизма — от Моцарта и Бетховена до Брукнера и Малера. И именно здесь, равно как и в операх, с наибольшей силой развернулся талант дирижера. Но вместе с тем ему были подвластны и небольшие пьесы, и произведения современных авторов. Из любой настоящей музыки он умел высекать огонь жизни и подлинную красоту.

Значительная часть репертуара Бруно Вальтера сохранилась в записи на пластинках. Многие из них не только доносят до нас неувядаемую силу его искусства, но и позволяют слушателю проникать в его творческую лабораторию. Последнее относится к записям репетиций Бруно Вальтера, слушая которые невольно воссоздаешь в своем сознании благородный и величественный облик этого выдающегося мастера.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

15.09.1876

Дата смерти

17.02.1962

Профессия

дирижёр

Страна

Германия

просмотры: 4270
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть