Генрих Шютц

Heinrich Schütz

Дата рождения
08.10.1585
Дата смерти
06.11.1672
Профессия
Страна
Германия

Шютц. Kleine geistliche konzerte. «O Herr, hilf» (оркестр и хор п/у Вильгельма Эхмана)

Отрада чужеземцев, светоч Германии, капеллы, избранных Учитель.
Надпись на могиле Г. Шютца в Дрездене

Генрих Шютц / Heinrich Schütz

Г. Шютц занимает в немецкой музыке почетное место патриарха, «отца новой немецкой музыки» (выражение его современника). С него начинается галерея великих композиторов, которые принесли мировую славу Германии, а также намечается прямой путь к И. С. Баху.

Шютц жил в эпоху, редкую по насыщенности событиями европейского и мирового масштаба, период перелома, начало нового отсчета в истории и культуре. Его долгая жизнь вместила такие вехи, говорящие о разрыве времен, концах и началах, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, начало деятельности И. Ньютона и Г. В. Лейбница, создание «Гамлета» и «Дон-Кихота». Позиция Шютца в это время перемен — не в изобретении нового, а в синтезе богатейших пластов культуры, восходящей еще к средневековью, с новейшими достижениями, которые шли тогда из Италии. Он прокладывал для отсталой музыкальной Германии новый путь развития.

Немецкие музыканты видели в Шютце Учителя, даже не будучи его учениками в прямом смысле слова. Хотя и собственно учеников, которые продолжали начатое им дело в разных культурных очагах страны, он оставил немало. Шютц многое сделал для развития музыкальной жизни Германии, консультируя, организовывая и преобразовывая самые различные капеллы (в приглашениях недостатка не было). И это помимо его длительной работы капельмейстером в одном из первых музыкальных дворов Европы — в Дрездене и нескольких лет — в престижном Копенгагене.

Учитель всех немцев, он и в зрелые годы продолжал учиться у других. Так, он дважды ездил совершенствоваться в Венецию: еще в молодости обучался у прославленного Дж. Габриели и уже признанным мастером осваивал открытия К. Монтеверди. Деятельный музыкант-практик, деловой организатор и ученый, оставивший после себя ценные теоретические труды, записанные любимым учеником К. Бернхардом, Шютц являл собой идеал, к которому стремились современные ему немецкие композиторы. Он отличался глубокими познаниями в самых различных областях, в широком кругу его собеседники были выдающиеся немецкие поэты М. Опиц, П. Флеминг, И. Рист, а также известные юристы, теологи, естествоиспытатели. Любопытно, что окончательный выбор профессии музыканта был сделан Шютцем лишь к тридцати годам, в чем, впрочем, сказалась и воля родителей, мечтавших видеть его юристом. Шютц даже посещал лекции по юриспруденции в университетах Марбурга и Лейпцига.

Творческое наследие композитора очень велико. Сохранилось около 500 композиций, и это, как предполагают специалисты, только две трети им написанного. Шютц сочинял вопреки многим невзгодам и потерям до глубокой старости. В возрасте 86 лет, находясь на пороге смерти и даже позаботившись о музыке, которая будет звучать на его погребении, он создал одно из лучших своих сочинений — «Немецкий магнификат». Хотя известна только вокальная музыка Шютца, его наследие удивляет разнообразием. Он автор изысканных итальянских мадригалов и аскетических евангелических историй, страстных драматических монологов и пышных величественных многохорных псалмов. Ему принадлежат первые немецкие опера, балет (с пением) и оратория. Главное направление его творчества, однако, связано с духовной музыкой на тексты Библии (концерты, мотеты, песнопения и др.), что соответствовало особенностям немецкой культуры того драматического для Германии времени и потребностям самых широких слоев народа. Ведь значительная часть творческого пути Шютца протекала в период фантастической по своей жестокости и разрушительной силе Тридцатилетней войны. По давней протестантской традиции он выступал в своих произведениях в первую очередь не как музыкант, а как наставник, проповедник, стремящийся пробудить и укрепить в слушателях высокие этические идеалы, противопоставить ужасам действительности стойкость и человечность.

Объективно-эпический тон многих сочинений Шютца порой может показаться чересчур аскетичным, суховатым, однако лучшие страницы его творчества и сейчас трогают чистотой и экспрессией, величием и человечностью. В этом они перекликаются с полотнами Рембрандта - художника, по мнению многих, знакомого с Шютцем и даже сделавшим его прототипом своего «Портрета музыканта».

О. Захарова

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Джон Кокс Театральные деятели
Вадим Викторович Репин Инструменталисты
Морис Жарр Композиторы
Юрий Исаакович Александров Театральные деятели
Перотин Композиторы

Реклама