Герман Шерхен

Hermann Scherchen

Герман Шерхен

Могучая фигура Германа Шерхена стоит в истории дирижерского искусства в одном ряду с такими корифеями, как Кнаппертсбуш и Вальтер, Клемперер и Клайбер. Но вместе с тем Шерхен занимает в этом ряду совершенно особое место. Музыкант-мыслитель, он всю жизнь был страстным экспериментатором и искателем. Для Шерхена его роль как артиста была вторичной, как бы производной от всей его деятельности новатора, трибуна и пионера нового искусства. Не только и не столько исполнять то, что уже признано, но помогать музыке пролагать новые пути, убеждать слушателей в правильности этих путей, побуждать композиторов идти этими путями и уже потом пропагандировать достигнутое, утверждать его — таково было кредо Шерхена. И он придерживался этого кредо с самого начала и до самого конца своей кипучей и бурной жизни.

Шерхен как дирижер был самоучкой. Он начал альтистом в берлинском «Оркестре Блютнера» (1907—1910), затем работал в Берлинской филармонии. Деятельная, полная энергии и замыслов натура музыканта привела его за дирижерский пульт. Впервые это произошло в Риге в 1914 году. Вскоре началась война. Шерхен был в армии, попал в плен и находился в нашей стране в дни Октябрьской революции. Под глубоким впечатлением увиденного вернулся он в 1918 году на родину, где поначалу стал дирижировать рабочими хорами. И тогда в Берлине в исполнении «Шуберт-хора» впервые прозвучали русские революционные песни в обработке и с немецким текстом Германа Шерхена. Так они исполняются и по сей день.

Уже в эти первые годы деятельности артиста сказывйется его пристальный интерес к современному искусству. Он не довольствуется концертной деятельностью, которая приобретает все возрастающие масштабы. Шерхен основывает в Берлине «Новое музыкальное общество», выпускает журнал «Мелос», посвященный проблемам современней музыки, преподает в Высшей музыкальной школе. В 1923 году он становится преемником Фуртвенглера во Франкфурте-на-Майне, а в 1928—1933 годах руководит оркестром в Кенигсберге (ныне Калининград), одновременно являясь директором музыкальной коллегии в Винтертуре, которую возглавлял с перерывами до 1953 года. С приходом к власти фашистов Шерхен эмигрировал в Швейцарию, где был одно время музыкальным директором радио в Цюрихе и Беромюнстере. В послевоенные десятилетия он гастролировал по всему миру, руководил основанными им дирижерскими курсами и экспериментальной электроакустической студией в городе Гравезано. Некоторое время Шерхен возглавлял Венский симфонический оркестр.

Трудно перечислить сочинения, первым исполнителем которых был за свою жизнь Шерхен. И не только исполнителем, но и соавтором, вдохновителем множества композиторов. Среди десятков премьер, прошедших под его управлением, — скрипичный концерт Б. Бартока, оркестровые фрагменты из «Воццека» А. Берга, оперы «Лукулл» П. Дессау и «Белая роза» В. Фортнера, «Мать» А. Хабы и «Ноктюрн» А. Онеггера, сочинения композиторов всех поколений — от Хиндемита, Русселя, Шёнберга, Малипьеро, Эгка и Гартмана до Ноно, Булеза, Пендерецкого, Мадерны и других представителей современного авангардизма.

Шерхена нередко упрекали в неразборчивости, в стремлении пропагандировать все новое, в том числе и то, что не вышло за рамки эксперимента. Действительно, далеко не все из того, что было исполнено под его управлением, завоевало впоследствии права гражданства на концертной эстраде. Но Шерхен и не претендовал на это. Редкостное стремление ко всему новому, готовность помочь любым исканиям, принять в них участие, стремление найти в них рациональное, нужное всегда отличало дирижера, делая его особенно любимым и близким музыкальной молодежи.

Вместе с тем Шерхен, бесспорно, был человеком передовых идей. Глубокий интерес питал он к революционным композиторам Запада и к молодой советской музыке. Этот интерес проявился в том, что Шерхен был одним из первых исполнителей на Западе целого ряда произведений наших композиторов — Прокофьева, Шостаковича, Веприка, Мясковского, Шехтера и других. Дважды артист побывал в СССР и в программу своих гастролей также включал произведения советских авторов. В 1927 году, впервые приехав в СССР, Шерхен исполнял Седьмую симфонию Мясковского, которая стала кульминацией его гастролей. «Исполнение симфонии Мясковского оказалось настоящим откровением, — с такой силой и с такой убедительностью она была представлена дирижером, доказавшим своим первым выступлением в Москве, что он является замечательным интерпретатором произведений нового стиля»,— писал критик журнала «Жизнь искусства».— Но обладая, так сказать, прирожденным даром к исполнению новой музыки, Шерхен является также не менее замечательным исполнителем и классической музыки, что он доказал проникновенным исполнением трудной как в техническом, так и в художественном отношении фуги Бетховена — Вейнгартнера».

Шерхен умер на дирижерском посту; за несколько дней до смерти он провел в Бордо концерт новейшей французской и польской музыки, а затем руководил исполнением на Флорентийском музыкальном фестивале оперы Д. Ф. Малипьеро «Орфеида».

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Вирджиния Цукки Танцовщики
Манюэль Легри Танцовщики

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

21.06.1891

Дата смерти

12.06.1966

Профессия

дирижёр

Страна

Германия

просмотры: 3118
добавлено: 15.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть