Стравинский. Симфония in С

Symphony in C

Композитор
Год создания
1940
Дата премьеры
07.11.1940
Жанр
Страна
Россия

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, струнные.

История создания

Игорь Фёдорович Стравинский / Igor Stravinsky

Замысел симфонии возник у Стравинского в 1938 году. В это время ком­позитор уже несколько лет жил во Франции и даже принял французское подданство. Собственно, с Парижем он был связан с 1910 года, когда гас­тролировавшая там труппа Дягилева поставила первый балет Стравин­ского «Жар-птица». Там или в Швейцарии, где композитор предпочитал жить в тишине и покое, были созданы все его сочинения, среди которых подавляющее большинство принадлежало к различным сценическим жан­рам. Классическая форма симфонии вообще мало привлекала композито­ра. Единственное обращение к ней до того состоялось лишь в 1906 году, еще под руководством Римского-Корсакова и, по-видимому, не без его настояния. Творческой индивидуальности Стравинского была не слишком близка философичность «чистого», непрограммного, не с связанного со словом симфонизма, и создание этого симфонического цикла затянулось надолго.

Между первоначальными эскизами и законченной партитурой симфонии были написаны «Балетные сцены» (1938), прочитан цикл лек­ций в Гарвардском университете, куда Стравинского, уже завоевавшего славу одного из крупнейших композиторов мира, пригласили для чтения специального курса — о его собственной музыкальной эстетике.

Произошло и много других событий. Стравинский потерял горячо любимую жену, после чего оставаться в местах, связанных с ее памя­тью, ему было тяжело. К тому же Европа становилась не слишком при­ятным местом — фашизм все более распоясывался. Уже была захвачена Чехословакия, «добровольно» присоединилась к Германии Австрия. А 1 сентября 1939 года совершилось то, чего следовало ожидать, но от чего европейские политики прятали голову, как страусы в песок: Гитлер напал на Польшу, и Франция, связанная с ней договором о взаимопомо­щи, объявила войну Германии. Началась вторая мировая война.

Осенью 1939 года композитор решил перебраться в США надолго. Там и была завершена Симфония. Случилось это только в 1940 году, причем внешним побудительным толчком, заставившим, наконец, Стра­винского вернуться к прежнему замыслу, явился заказ Чикагского сим­фонического оркестра, желавшего в концертах, посвященных его пяти­десятилетию, исполнить новое, специально для них написанное сочинение одного из крупнейших композиторов мира, которого высоко ценили за океаном.

Последнюю точку в своем произведении композитор поставил уже в Америке 19 августа 1940 года. 7 ноября 1940 года Чикагский оркестр впервые исполнил симфонию под управлением автора.

Стравинский назвал свое сочинение не симфония до-мажор, а симфония in С. Это не случайно. По словам самого композитора такое обозначение не указывает на основную тональность сочинения, как это было у симфо­нистов XIX века, а свидетельствует о том, что звук до (С в буквенном обозначении) является своего рода стержнем в звуковой системе данного опуса. Так, лаконичный лейтмотив, состоящий всего из трех звуков — си—до—соль, в котором до, как правило, оказывается центром, объеди­няет все части симфонии в таком, основном, виде или его вариантах.

Музыка

Четырехчастный симфонической цикл решен как стилизация гайдновской музыки. Первая часть, написанная в традиционной сонатной форме и пронизанная моторным движением, почти вся основана на развитии главной темы. Построенная на лейтмотиве си — до — соль, тема эта впервые звучит у солирующего гобоя в прозрачном, легком сопровож­дении струнных, а в дальнейшем подвергается различным модификаци­ям. Возникают эпизоды концертирующего характера — соло гобоя, флей­ты, кларнета, дуэты деревянных духовых в различных сочетаниях. Типичные для Стравинского неожиданные акценты, создающие ритми­ческие перебои, звучат у валторн.

Вторая часть, ларгетто — очень небольшая по размерам — изыскан­но-изящный стилизованный танец с прихотливо вьющейся орнаменталь­ной мелодикой, в которой «просвечивает» лейтмотив симфонии, с кап­ризной ритмикой, прозрачной оркестровкой.

Третья часть, аллегретто — также скромный по размерам стилизо­ванный танец, но иного плана: с грубыми притоптываниями, неожидан­ными резкими сфорцандо — комическими эффектами в духе «папы Гайдна».

Финал открывается медленным дуэтом фаготов, в котором отчетли­во прослушивается очередная модификация лейтмотива. Следующий далее собственно финал (сонатная форма) выдержан в традициях клас­сицизма. Его безостановочное perpetuum mobile перед заключением прерывается сосредоточенным хоралом — ансамблем валторн и фаго­тов. Кода симфонии истаивает в тихих мягких аккордах духовых инст­рументов, которые сменяет последний отзвук у засурдиненных струн­ных.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама