Стравинский. Симфония in С

Symphony in C

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, струнные.

История создания

Игорь Фёдорович Стравинский / Igor Stravinsky

Замысел симфонии возник у Стравинского в 1938 году. В это время ком­позитор уже несколько лет жил во Франции и даже принял французское подданство. Собственно, с Парижем он был связан с 1910 года, когда гас­тролировавшая там труппа Дягилева поставила первый балет Стравин­ского «Жар-птица». Там или в Швейцарии, где композитор предпочитал жить в тишине и покое, были созданы все его сочинения, среди которых подавляющее большинство принадлежало к различным сценическим жан­рам. Классическая форма симфонии вообще мало привлекала композито­ра. Единственное обращение к ней до того состоялось лишь в 1906 году, еще под руководством Римского-Корсакова и, по-видимому, не без его настояния. Творческой индивидуальности Стравинского была не слишком близка философичность «чистого», непрограммного, не с связанного со словом симфонизма, и создание этого симфонического цикла затянулось надолго.

Между первоначальными эскизами и законченной партитурой симфонии были написаны «Балетные сцены» (1938), прочитан цикл лек­ций в Гарвардском университете, куда Стравинского, уже завоевавшего славу одного из крупнейших композиторов мира, пригласили для чтения специального курса — о его собственной музыкальной эстетике.

Произошло и много других событий. Стравинский потерял горячо любимую жену, после чего оставаться в местах, связанных с ее памя­тью, ему было тяжело. К тому же Европа становилась не слишком при­ятным местом — фашизм все более распоясывался. Уже была захвачена Чехословакия, «добровольно» присоединилась к Германии Австрия. А 1 сентября 1939 года совершилось то, чего следовало ожидать, но от чего европейские политики прятали голову, как страусы в песок: Гитлер напал на Польшу, и Франция, связанная с ней договором о взаимопомо­щи, объявила войну Германии. Началась вторая мировая война.

Осенью 1939 года композитор решил перебраться в США надолго. Там и была завершена Симфония. Случилось это только в 1940 году, причем внешним побудительным толчком, заставившим, наконец, Стра­винского вернуться к прежнему замыслу, явился заказ Чикагского сим­фонического оркестра, желавшего в концертах, посвященных его пяти­десятилетию, исполнить новое, специально для них написанное сочинение одного из крупнейших композиторов мира, которого высоко ценили за океаном.

Последнюю точку в своем произведении композитор поставил уже в Америке 19 августа 1940 года. 7 ноября 1940 года Чикагский оркестр впервые исполнил симфонию под управлением автора.

Стравинский назвал свое сочинение не симфония до-мажор, а симфония in С. Это не случайно. По словам самого композитора такое обозначение не указывает на основную тональность сочинения, как это было у симфо­нистов XIX века, а свидетельствует о том, что звук до (С в буквенном обозначении) является своего рода стержнем в звуковой системе данного опуса. Так, лаконичный лейтмотив, состоящий всего из трех звуков — си—до—соль, в котором до, как правило, оказывается центром, объеди­няет все части симфонии в таком, основном, виде или его вариантах.

Музыка

Четырехчастный симфонической цикл решен как стилизация гайдновской музыки. Первая часть, написанная в традиционной сонатной форме и пронизанная моторным движением, почти вся основана на развитии главной темы. Построенная на лейтмотиве си — до — соль, тема эта впервые звучит у солирующего гобоя в прозрачном, легком сопровож­дении струнных, а в дальнейшем подвергается различным модификаци­ям. Возникают эпизоды концертирующего характера — соло гобоя, флей­ты, кларнета, дуэты деревянных духовых в различных сочетаниях. Типичные для Стравинского неожиданные акценты, создающие ритми­ческие перебои, звучат у валторн.

Вторая часть, ларгетто — очень небольшая по размерам — изыскан­но-изящный стилизованный танец с прихотливо вьющейся орнаменталь­ной мелодикой, в которой «просвечивает» лейтмотив симфонии, с кап­ризной ритмикой, прозрачной оркестровкой.

Третья часть, аллегретто — также скромный по размерам стилизо­ванный танец, но иного плана: с грубыми притоптываниями, неожидан­ными резкими сфорцандо — комическими эффектами в духе «папы Гайдна».

Финал открывается медленным дуэтом фаготов, в котором отчетли­во прослушивается очередная модификация лейтмотива. Следующий далее собственно финал (сонатная форма) выдержан в традициях клас­сицизма. Его безостановочное perpetuum mobile перед заключением прерывается сосредоточенным хоралом — ансамблем валторн и фаго­тов. Кода симфонии истаивает в тихих мягких аккордах духовых инст­рументов, которые сменяет последний отзвук у засурдиненных струн­ных.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Игорь Стравинский

Год создания

1940

Дата премьеры

07.11.1940

Жанр

симфонические

Страна

Россия

просмотры: 4963
добавлено: 19.03.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть