Шостакович. Симфония No. 3 («Первомайская»)

Symphony No. 3 (Es-dur), Op. 20, «The First of May»

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, струнные; в заключительном разделе смешанный хор.

История создания

Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Весной 1929 года Шостакович работал над музыкой к кинофильму «Но­вый Вавилон», которую он сдал на киностудию в марте. Проделанная работа увлекла его необычностью задачи: написать музыку к немому фильму, музыку, которую исполняли бы вместо обычных импровизаций сидящего в кинозале пианиста. К тому же он по-прежнему перебивался случайными заработками, и неплохой гонорар от кинофабрики (так в те времена назывался позднее прославленный «Ленфильм») был совсем не лишним. Сразу после этого композитор принялся за создание Третьей симфонии. К августу она была закончена, за нее также был получен го­норар, и композитор впервые смог позволить себе поехать отдыхать на юг. Побывал в Севастополе, затем остановился в Гудаутах, откуда писал Соллертинскому, в частности, о своем желании, чтобы «Первомайской симфонией» дирижировал Гаук.

В собственной аннотации Шостакович сообщал: «"Первомайская сим­фония" сочинялась летом 1929 года. Симфония является частью цикла симфонических произведений, посвященных революционному Красному календарю. Первой частью задуманного цикла является симфоническое посвящение "Октябрю", второй частью является "Первомайская симфо­ния". Как "Октябрю", так и "Первомайская симфония" не являются про­изведениями чисто программного типа. Автор хотел передать общий ха­рактер этих праздников. Если посвящение "Октябрю" отображало революционную борьбу, то "Первомайская симфония" отображает наше мирное строительство. Это, однако, не означает, что в "Первомайской симфонии" музыка сплошь апофеозного, праздничного характера. Мир­ное строительство — это напряженнейшая борьба, с такими же боями и по­бедами, как и гражданская война. Такими соображениями руководство­вался автор при сочинении "Первомайской симфонии". Симфония написана в одной части. Начинается со светлого, героического напева на кларнете, переходящего в энергично развивающуюся главную партию.

После большого нарастания, вливающегося в марш, начинается сред­няя часть симфонии — лирический эпизод. За лирическим эпизодом без перерыва следует скерцо, переходящее опять в марш, только более ожив­ленный, нежели в начале. Заканчивается эпизод грандиозным речитати­вом всего оркестра в унисон. После речитатива начинается финал, со­стоящий из вступления (речитатив тромбонов) и заключительного хора на стихи С. Кирсанова».

Премьера симфонии состоялась 6 ноября 1931 года в Ленинграде под управлением А. Гаука. Музыка была образно-конкретной, вызывала не­посредственные зрительные ассоциации. Современники видели в ней как «образ весеннего пробуждения природы сплетается с образами револю­ционных маевок... Здесь есть и инструментальный ландшафт, открыва­ющий симфонию, и летучий митинг с ораторскими приподнятыми инто­нациями. Симфоническое движение приобретает героический характер борьбы...» (Д. Острецов). Отмечали, что «Первомайская симфония» — это «едва ли не единичная попытка рождения симфонизма из динамики революционного ораторства, ораторской атмосферы, ораторских инто­наций» (Б. Асафьев). По-видимому, существенную роль сыграло то, что эта симфония, в отличие от Второй, создавалась после написания кино­музыки, после создания оперы «Нос», также во многом «кинематографичной» по приемам. Отсюда и зрелищность, «зримость» образов.

Музыка

Симфония открывается безмятежно-светлым вступлением. Дуэт клар­нетов пронизан ясными, сходными с песенными, мелодическими оборо­тами. Призывный сигнал трубы, радостно звучащий, приводит к быстрому эпизоду, имеющему функцию сонатного аллегро. Начинается веселая суета, праздничное кипение, в котором различимы призывные, декламационные, распевные эпизоды. Начинается фугато, почти баховское по точности имитационной техники и выпуклости темы. Оно при­водит к кульминации, которая срывается внезапно. Вступает маршевый эпизод, с дробью барабана, пением валторн и трубы — как будто пионерские отряды выходят на маевку. В следующем эпизоде марш исполняется одними деревянными духовыми инструментами, а затем на­плывает лирический фрагмент, в который, словно отдаленные отзвуки, вклиниваются то звуки духового оркестра, то обрывки плясок, то вальс... Это своего рода скерцо и медленная часть внутри одночастной симфо­нии. Дальнейшее музыкальное развитие, активное, разнообразное, при­водит к эпизоду митинга, где в оркестре слышатся громкие речитативы, «обращения» к народу (соло тубы, мелодия тромбонов, призывы труб), после чего начинается хоровое заключение на стихи С. Кирсанова:

В первое Первое мая
Брошен в былое блеск.
Искру в огонь раздувая,
Пламя покрывало леса.
Ухом поникших елок
Вслушивались леса
В юных еще маевок
Шорохи, голоса...

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Дмитрий Шостакович

Год создания

1929

Дата премьеры

06.11.1931

Жанр

симфонические

Страна

СССР

просмотры: 6405
добавлено: 22.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть