Реперкуссия

от лат. repercussio — отражение

\1) В учении о фуге в строгом стиле (И. Фукс и др.) следующее после экспозиции проведение темы и ответа во всех голосах (нем. Wiederschlag, zweite Durchfьhrung), воспроизведение экспозиции с контрапунктич. изменениями, род полифонич. вариации на экспозицию (в совр. музыковедении термин не употребляется; понятие "Р." приближается к понятию контрэкспозиции фуги). Голосу, излагавшему в экспозиции тему, в Р. поручается ответ (и наоборот); тема и ответ в Р. вводятся (чаще на диссонансе) после паузы или скачком на широкий интервал, чтобы вступающий певч. голос зазвучал в ином регистре своего диапазона; в Р. возможны преобразования темы (напр., увеличение, обращение), использование стретты (обычно менее энергичной, чем в последующем разделе формы) и др. средств развития и варьирования. Р. обычно следует за экспозицией без цезуры; Р. и завершающая часть формы (реприза, заключит. стретта, die Engfьhrung) нередко отчленяются каденцией. См., напр., Токкату и фугу для органа F-dur Букстехуде: экспозиция - такты 38-48; Р. - такты 48-61; заключит. часть от такта 62. В больших фугах может быть неск. Р.

\2) В григорианском пении важнейший после finalis опорный тон лада, звук, в к-ром концентрируется мелодич. напряжённость (наз. также тенор, туба). Появляется чаще др. звуков; во мн. песнопениях псалмодич. характера на нём осуществляется протяжённая речитация. Лежит выше finalis, отстоит от него на определённый в каждом из ладов интервал (от малой терции до малой сексты). Осн. ток лада (finalis) и Р. определяют ладовую принадлежность напева: в дорийском ладу finalis d и R, а в гиподорийском - соответственно d и f, во фригийском ладу - е и с и т. п.

Литература: Fux J., Gradus ad Parnassum, W., 1725 (англ. пер. - Steps to Parnassus, N. Y., 1943); Bellermann H., Der Contrapunkt, В., 1862, 1901; Вussler L., Der strenge Satz, B., 1905 (рус. пер. - Бусслер Л., Строгий стиль, пер. С. И. Танеева, М., 1885, 1925); Teppesen К., Kontrapunkt, Kbh., 1930, Lpz., 1971. См. также лит. при ст. Григорианское пение.

В. П. Фраёнов

реклама

вам может быть интересно

Пакистанская музыка Национальные культуры
Баян Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Неоромантизм Термины и понятия
Октоих Церковная музыка
Сербская музыка Национальные культуры
Balance, балансе Балет и танец
Перхули Балет и танец
Калмыцкая музыка Национальные культуры
Транскрипция Термины и понятия
Coda, кода в балете Балет и танец
Ксилофон Музыкальные инструменты

Реклама



Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 3004
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть