Владимир Иванович Ребиков

Vladimir Rebikov

Владимир Ребиков (Vladimir Rebikov)

Ребиков принадлежит к тому поколению композиторов, которые остались почти неизвестными в тени огромных фигур классиков русской музыки. Однако Ребиков — автор десяти опер, двух балетов, множества инструментальных пьес и романсов. В его творчестве простота и наивность русской бытовой музыки сочетаются с утонченностью импрессионистических красок, а также элементами экспрессионизма.

Владимир Иванович Ребиков родился 19 (31) мая 1866 года в Красноярске в дворянской семье, ведущей происхождение от татарина Ребек-хана, выселенного Иваном Грозным из Казани и принявшего православие. В 1868 году семья переехала в Москву, где и прошли детские годы будущего композитора. С ранних лет проявилось его увлечение музыкой, театром, литературой, однако родители отдали его в Коммерческое училище. Через два года он перешел в Реальное училище, где преподавалась музыка, и Г. Шнейдер стал активно заниматься с ним фортепианной игрой и композицией. Вскоре появляются первые фортепианные пьесы и романсы юного Ребикова. Он берет частные уроки у Н. Кленовского, ученика Чайковского, в 1885 году пытается поступить в Московскую консерваторию, однако показанные им фортепианные пьесы, полные диссонансов, приводят в ужас комиссию, и в приеме ему отказывают. В том же году он поступает на филологическое отделение Московского университета, начинает углубленное изучение русской и мировой литературы, философии, эстетики. В 1891 году Ребиков едет в Берлин и Вену, где занимается у К. Мейербергера (гармония, полифония, музыкальные формы), О. Яша (инструментовка), Т. Мюллера (фортепиано). В 1893 году он возвращается домой. Композиторский дебют циклом романсов на стихи Надсона вызывает положительный отклик у критики. Широкую популярность завоевывают и фортепианные пьесы. Им интересуется Чайковский, которого привлекают поэтичность, искренность, изящество и тонкость гармонических красок в сочинениях молодого музыканта. Первая опера Ребикова «В грозу» по повести Короленко «Лес шумит» была поставлена в 1894 году и прошла в нескольких театрах с немалым успехом.

1890-е годы проходят под знаком переездов. Ребиков снова посещает Вену, едет в Мюнхен. За рубежом его привлекает современное изобразительное искусство, он изучает немецкую философию, труды современных русских философов. Большое влияние на него оказывает трактат Льва Толстого «Что такое искусство».

В 1897 году Ребиков переезжает в Кишинев. Там, благодаря его усилиям, открывается отделение РМО и музыкальное училище. Там же, в Кишиневе, композитор заканчивает самое известное свое произведение — оперу «Ёлка», задуманную еще в 1894 году. В 1901 году он возвращается в Москву, но оседлая жизнь его не привлекает. Последующие восемь лет проходят в постоянных гастролях — в Вене, Берлине, Праге, Любляне, Лейпциге, Флоренции, Париже, во многих российских провинциальных городах. Несмотря на это, он продолжает интенсивно сочинять: появляются оперы «Теа» (1904), «Бездна» (1907), фортепианные пьесы, хоры. Осенью 1909 года Ребиков окончательно возвращается в Россию. После недолгого пребывания в Феодосии он едет в Москву, с 1910 года поселяется в Ялте, которую уже не покидает до конца жизни. Здесь им создаются оперы «Женщина с кинжалом» (1910), «Альфа и Омега» (1911), «Нарцисс» (1912), «Дворянское гнездо» (1916), несколько серий «ритмодекламаций» — вокального жанра с фиксированным звуковысотным и ритмическим произнесением стихов. В наследии композитора, кроме упомянутых произведений, — детская феерия «Принц Красавчик и принцесса Чудесная Прелесть», балеты «Музыкальная табакерка» и «Белоснежка» по «Снежной королеве» Андерсена.

Ребиков скончался в Ялте 4 августа 1920 года.

Л. Михеева


Творчество Ребикова противоречиво. Простота сочетается в нём с надуманностью, претенциозностью. Традиционализм Ребикова связан корнями с демократической бытовой городской лирикой (А. А. Алябьев, А. Л. Гурилёв, К. П. Вильбоа, Вик. Н. Пасхалов) и лирикой П. И. Чайковского. В своих исканиях он исходил из позднего творчества Р. Вагнера, музыкальных драм М. П. Мусоргского, опер Р. Штрауса, а также живописи А. Бёклина. Ценны находки Ребикова в области синтетических жанров (меломимика, мелопластика, музыкально-психографическая драма). К лучшим страницам в целом декадентского творчества Ребикова принадлежат фортепианные и вокальные миниатюры, опера «Ёлка» (1900), музыка для детей. Ребиков перевёл с немецкого языка труд К. Мейербергера «Гармония Вагнера», с французского — работу Ф. Геварта «Методический курс оркестровки» (М., 1900).

Сочинения: оперы (муз.-психологич. и психографич. драмы) — В грозу (по повести «Лес шумит» Короленко, ор. 5, 1893, пост. 1894, Гор. т-р, Одесса), Княжна Мери (по повести «Герой нашего времени» Лермонтова, не оконч.), Ёлка (по сказке «Девочка со спичками» Андерсена и рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского, ор. 21, 1900, пост. 1903, антреприза M. E. Медведева, т-р «Аквариум», Москва; 1905, Харьков), Тэа (на текст одноим. поэмы А. Воротникова, ор. 34, 1904), Бездна (либр. Р., по одноим. рассказу Л. Н. Андреева, ор. 40, 1907), Женщина с кинжалом (либр. Р., по одноим. новелле А. Шницлера, ор. 41, 1910), Альфа и Омега (либр. Р., ор. 42, 1911), Нарцисс (либр. Р., по «Метаморфозам» Овидия в пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник, ор. 45, 1912), Арахнэ (либр. Р., по «Метаморфозам» Овидия, ор. 49, 1915), Дворянское гнездо (либр. Р., по одноим. роману И. С. Тургенева, ор. 55, 1916), детская феерия Принц Красавчик и принцесса Чудная Прелесть (1900-е гг.); балет - Белоснежка (по сказке «Снежная королева» Андерсена); пьесы для фп., хоры; романсы, песни для детей (на слова рус. поэтов); обр. чеш. и слов, песен и др.

Литературные сочинения: Орфей и Вакханки, «РМГ», 1910, No 1; Через 50 лет, там же, 1911, No 1-3, 6-7, 13-14, 17-19, 22-25; Музыкальные записи чувства, там же, 1913, No 48.

Литература: Каратыгин В. Г., В. И. Ребиков, «За 7 дней», 1913, No 35; Стремин М., О Ребикове, «Художественная жизнь», 1922, No 2; Берберов Р., (предисловие), в изд.: Ребиков В., Пьесы для фортепиано, тетрадь 1, М., 1968.

реклама

вам может быть интересно

Эрнест Блох Композиторы

Произведения

Ёлка (Ребиков) 19.08.2011 в 17:15

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

31.05.1866

Дата смерти

04.08.1920

Профессия

композитор

Страна

Россия

просмотры: 9042
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть