Семён Степанович Гулак-Артемовский

Semen Hulak-Artemovsky

Песни для Малороссии — всё; и поэзия, и история, и отцовская могила... Все они благозвучны, душисты, разнообразны чрезвычайно.
Н. Гоголь

Семён Степанович Гулак-Артемовский / Semen Hulak-Artemovsky

На благодатной почве украинской народной музыки расцвел талант известного композитора и певца С. Гулака-Артемовского. Родившись в семье сельского священника, Гулак-Артемовский должен был пойти по стопам отца, но эту семейную традицию нарушила всепоглощающая тяга мальчика к музыке. Поступив в 1824 г. в Киевское духовное училище, Семен начал успешно заниматься, но очень скоро богословские предметы ему наскучили, и в аттестате ученика появилась такая запись: "способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых". Разгадка проста: все внимание и время будущий музыкант отдавал пению в хоре, почти не появляясь на занятиях в училище, а позже - в семинарии. Звонкий дискант маленького певчего заметил ценитель хорового пения, знаток отечественной певческой культуры митрополит Евгений (Болховитиков). И вот Семен уже в митрополичьем хоре Софийского собора в Киеве, затем - в хоре Михайловского монастыря. Здесь юноша на практике постигал многовековую традицию хоровой музыки.

В 1838 г. пение Гулака-Артемовского услышал М. Глинка, и эта встреча решительно изменила судьбу молодого певца: он последовал за Глинкой в Петербург, отныне всецело посвятив себя музыке. Под руководством старшего друга и наставника Гулак-Артемовский за короткий срок прошел школу всестороннего музыкального развития и вокального обучения. Прогрессивные художнические убеждения его окрепли в творческом общении с кругом друзей Глинки - художником К. Брюлловым, писателем Н. Кукольником, музыкантами Г. Ломакиным, О. Петровым и А. Петровой-Воробьевой. Тогда же произошло знакомство с выдающимся украинским поэтом-революционером Т. Шевченко, перешедшее в верную дружбу. Под руководством Глинки будущий композитор настойчиво постигал секреты вокального мастерства и законы музыкальной логики. Опера "Руслан и Людмила" в это время владела помыслами Глинки, который писал о занятиях с Гулаком-Артемовским: "Я его готовлю в театральные певцы и надеюсь, что труды мои не будут тщетны..." Глинка видел в молодом музыканте исполнителя партии Руслана. Чтобы выработать сценическую выдержку и преодолеть недостатки манеры пения, Гулак-Артемовский по настоянию старшего друга часто выступал в различных музыкальных вечерах. Современник так описывал его пение: "Голос был свежий и огромный; но ни малейшей манеры и слова выговаривал отчаянно... Досадно было, хотелось восхищаться, а смех пронимал".

Однако тщательная, упорная учеба под руководством гениального педагога принесла блестящие плоды: уже первый публичный концерт Гулака-Артемовского прошел с большим успехом. Вокальное и композиторское дарование молодого музыканта расцвело благодаря длительной поездке в Париж и в Италию, предпринятой стараниями Глинки при финансовой поддержке мецената П. Демидова в 1839-41 гг. Успешные выступления на оперной сцене Флоренции открыли Гулаку-Артемовскому дорогу на императорскую сцену в Петербурге. С мая 1842 до ноября 1865 г. певец бессменно был в составе оперной труппы. Он выступал не только в Петербурге, но и в Москве (1846-50, 1864-65), гастролировал также в провинциальных городах - Туле, Харькове, Курске, Воронеже. Среди многочисленных партий Гулака-Артемовского в операх В. Беллини, Г. Доницетти, К. М. Вебера, Дж. Верди и др. выделяется великолепное исполнение роли Руслана. Услышав оперу "Руслан и Людмила", Шевченко писал: "Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана, даже затылок почешешь, ей-ей правда! Замечательный певец - ничего не скажешь". В связи с потерей голоса Гулак-Артемовский в 1865 г. покинул сцену и провел последние годы в Москве, где его жизнь была весьма скромной и уединенной.

Тонкое чувство театральности и верность родной музыкальной стихии - украинскому фольклору - характерны для сочинений Гулака-Артемовского. Большинство из них прямо связано с театральной и концертной деятельностью автора. Так появились романсы, обработки украинских песен и оригинальные песни в народном духе, а также крупные музыкально-сценические произведения - вокально-хореографический дивертисмент "Украинская свадьба" (1852), музыка к собственной комедии-водевилю "Ночь накануне Иванова дня" (1852), музыка к драме "Разрушители кораблей" (1853). Наиболее значительное творение Гулака-Артемовского - комическая опера с разговорными диалогами "Запорожец за Дунаем" (1863) - счастливо сочетает в себе добродушный народный юмор и героико-патриотические мотивы. Спектакль раскрыл разные граня дарования автора, который написал и либретто, и музыку, а также выступил в главной роли. Петербургская критика отмечала успех премьеры: "Г-н Артемовский показал свой блестящий комедийный талант. Его игра была исполнена комизма: в лице Карася он отобразил верный тип запорожца". Композитору удалось так живо передать щедрую мелодичность и зажигательную танцевальную моторику украинской музыки, что порой его мелодии неотличимы от народных. Потому они популярны на Украине наравне с фольклором. Проницательные слушатели ощутили подлинную народность оперы уже на премьере. Рецензент газеты "Сын отечества" писал: "Главная заслуга г. Артемовского состоит в том, что он положил начало комической опере, доказав, как хорошо она могла бы привиться у нас, и в особенности в народном духе; он первый ввел на нашей сцене родной нам комический элемент... и я уверен, с каждым представлением успех ее будет расти".

И действительно, сочинения Гулака-Артемовского и сегодня сохраняют свое значение не только как первая украинская опера, но и как живое, сценически привлекательное произведение.

Н. Заболотная

реклама

вам может быть интересно

Произведения

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

16.02.1813

Дата смерти

17.04.1873

Профессия

композитор, певец

Тип голоса

бас-баритон

Страна

Россия

просмотры: 4657
добавлено: 30.12.2010



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть