Психология музыкальная

Психология музыкальная - дисциплина, изучающая психологич. условия, механизмы и закономерности муз. деятельности человека, а также их влияние на строение муз. речи, на формирование и историч. эволюцию муз. средств и особенностей их функционирования. Как наука П. м. относится в своей основе к области музыкознания, но теснейшим образом связана также с общей психологией, психофизиологией, акустикой, психолингвистикой, педагогикой и целым рядом др. дисциплин. Муз.-психологич. исследования представляют интерес в неск. аспектах: в педагогич., связанном с вопросами воспитания и обучения музыкантов, в музыкально-теоретич. и эстетич., касающихся проблем отражения в музыке действительности, в социально-психологич., затрагивающем закономерности бытия музыки в обществе в разл. жанрах, ситуациях и формах, а также в собственно психологич., интересующем учёных с точки зрения наиболее общих задач изучения психики человека, его творч. проявлений. В своей методологии и методике П. м., развиваемая сов. исследователями, опирается, с одной стороны, на ленинскую теорию отражения, на методы эстетики, педагогики, социологии, естеств. и точных наук; с др. стороны - на муз. педагогику и систему приёмов изучения музыки, сложившуюся в музыкознании. К наиболее распространённым конкретным методам П. м. относятся педагогич., лабораторные и социология, наблюдения, сбор и анализ социологич. и социально-психологич. данных (на основе бесед, опросов, анкет), изучение зафиксированных в лит-ре - в мемуарах, дневниках и т.п. - данных самонаблюдений музыкантов, спец. анализ продуктов муз. творчества (сочинения, исполнения, художественного описания музыки), статистич. обработка получаемых фактических данных, эксперимент и разл. способы аппаратурной фиксации акустич. и физиологич. показателей муз. деятельности. П. м. охватывает все виды муз. деятельности - сочинение музыки, восприятие, исполнение, музыковедческий анализ, муз. воспитание - и делится на ряд взаимосвязанных областей. Наиболее разработаны и перспективны в научном и практич. отношении: муз.-педагогич. психология, включающая учение о муз. слухе, муз. способностях и их развитии и т.п.; психология муз. восприятия, рассматривающая условия, закономерности и механизмы художественно-осмысленного восприятия музыки; психология творческого процесса сочинения музыки; психология муз.-исполнительской деятельности, рассматривающая психологич. закономерности концертной и предконцертной работы музыканта, вопросы психологии интерпретации музыки и воздействия исполнения на слушателей; социальная психология музыки.

В своём историч. развитии П. м. отражает эволюцию музыкознания и эстетики, а также общей психологии и др. наук, связанных с изучением человека. Как автономная науч. дисциплина П. м. оформилась в сер. 19 в. в результате развития экспериментальной психофизиологии и разработки теории слуха в трудах Г. Гельмгольца. До этого времени вопросы муз. психологии затрагивались лишь попутно в муз.-теоретич., эстетич. трудах. В развитие муз. психологии большой вклад внесли работы заруб. учёных - Э. Маха, К. Штумпфа, М. Мейера, О. Абрахама, В. Кёлера, В. Вундта, Г. Ревеса и ряда др., исследовавших функции и механизмы муз. слуха. В дальнейшем проблемы психологии слуха получили развитие в работах сов. учёных - Е. А. Мальцевой, Н. А. Гарбузова, Б. М. Теплова, А. А. Володина, Ю. Н. Рагса, О. Е. Сахалтуевой. Проблемы психологии муз. восприятия разработаны в книге Э. Курта "Музыкальная психология". Несмотря на то, что Курт опирался в ней на идеи т.н. гештальтпсихологии (от нем. Gestalt - форма) и философские взгляды А. Шопенгауэра, сам материал книги, её конкретная муз.-психологич. проблематика послужили основой для дальнейшего развития психологии муз. восприятия. В этой области в дальнейшем появилось много работ зарубежных и сов. исследователей - А. Веллека, Г. Ревеса, С. Н. Беляевой-Экземплярской, Е. В. Назайкинского и др. В работах сов. учёных муз. восприятие рассматривается как сложная деятельность, направленная на адекватное отражение музыки и объединяющая собственно восприятие (перцепцию) муз. материала с данными муз. и общего жизненного опыта (апперцепция), познание, эмоциональное переживание и оценку произв. Существенной частью П. м. является муз.-педагогич. психология, в особенности - психология муз. способностей, в разработку к-рой внесли вклад исследования Б. Эндрью, С. Ковача, Т. Ламма, К. Сишора, П. Михеля, работы С. М. Майкапара, Е. А. Мальцевой, Б. М. Теплова, Г. Ильиной, В. К. Белобородовой, Н. А. Ветлугиной. К сер. 20 в. всё большую весомость приобретает проблематика социальной психологии (см. Социология музыки). Ей уделили внимание в своих трудах заруб. учёные П. Фарнсуорт, А. Софэк, А. Зильберман, Г. Бесселер, сов. исследователи Беляева-Экземплярская, А. Г. Костюк, А. Н. Сохор, В. С. Цукерман, Г. И. Панкевич, Г. Л. Головинский и др. В значительно меньшей мере разработаны психология композиторского творчества и муз. исполнения. Все сферы муз. психологии объединены в единое целое системой понятий и категорий общей психологии, а главное - направленностью на муз. теорию и практику.

Литература: Майкапар С., Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. П., 1915; Беляева-Экземплярская С., О психологии восприятия музыки, М., 1923; её же, Заметки о психологии восприятия времени в музыке, в кн.: Проблемы музыкального мышления, М., 1974; Мальцева Е., Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1, М., 1925; Благонадежина Л., Психологический анализ слухового представления мелодии, в кн.: Ученые записки Гос. науч.-исследовательского ин-та психологии, т. 1, М., 1940; Теплов Б., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947; Гарбузов Н., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Кечхуашвили Г., К проблеме психологии восприятия музыки, в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; его же, О роли установки в оценке музыкальных произведений, "Вопросы психологии", 1975, No 5; Mутли A., Звук и слух, в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Ильина Г., Особенности развития музыкального ритма у детей, "Вопросы психологии", 1961, No 1; Выготский Л., Психология искусства, М., 1965; Костюк О. Г., Сприймання музика и художня культура слухача, Кипв, 1965; Леви В., Вопросы психобиологии музыки, "СМ", 1966, No 8; Pанкевич Г., Восприятие музыкального произведения и его структура, в кн.: Эстетические очерки, вып. 2, М., 1967; её же, Социально-типологические особенности восприятия музыки, в кн.: Эстетические очерки, вып. 3, М., 1973; Ветлугина H. A., Музыкальное развитие ребенка, М., 1968; Агарков О., Об адекватности восприятия музыкального метра, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Володин A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, там же; Цуккерман В. A., О двух противоположных принципах слушательского раскрытия музыкальной формы, в его кн.: Музыкально-теоретические очерки и этюды, М., 1970; Сохор A., О задачах исследования музыкального восприятия, в кн.: Художественное восприятие, ч. 1, Л., 1971; Hазайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; его же, О константности в восприятии музыки, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973; Цукерман В. С., Музыка и слушатель, М., 1972; Арановский М., О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений, в кн.: Проблемы музыкального мышления, М., 1974; Блинова М., Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности, Л., 1974; Готсдинер A., О стадиях формирования музыкального восприятия, в кн.: Проблемы музыкального мышления, М., 1974; Белобородова В., Ригина Г., Алиев Ю., Музыкальное восприятие школьников, М., 1975; Бочкарев Л., Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей, "Вопросы психологии", 1975, No 1; Медушевский В., О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки, М., 1976; Helmhоltz H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863; Stumpf K., Tonpsychologie. Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Pilo M., Psicologia musicale, Mil., 1904; Seashore C., The psychology of musical talent, Boston, 1919; его же, Psychology of music, N. Y.-L., 1960; Кurth E., Musikpsychologie, В., 1931; Rйvйsz G., Einfьhrung in die Musikpsychologie, Bern, 1946; Вimberg S., Einfьhrung in die Musikpsychologie, Wolfenbuttel, 1957; Parnsworth P, The social psychology of music, N. Y., 1958; Francиs R., La perception de la musique. P., 1958; Lundin H., An objective psychology of music, N. Y., 1958; Besseler H., Das musikalische Hцren der Neuzeit, В., 1959; Wellek A., Musikpsychologie und Musikдsthetik, Fr./M., 1963; Wierszylowski J., Zarys psychologii muzyki, Warsz., 1966; Michel P., Psychologische Grundlagen der Musikerziehung, Lpz., 1968; его же, Musikalische Fдhigkeiten und Fertigkeiten, Lpz., 1971.

E. В. Назайкинский

реклама

вам может быть интересно

Port de bras, пор-де-бра Балет и танец
Стилизация Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Орнаментика Термины и понятия
Финский балет Балет и танец
Задержание Термины и понятия
Мозаика Музыкальные жанры
Ave Maria, аве Мария Музыкальные жанры
Нидерландская школа Термины и понятия
Узбекский балет Балет и танец
Рожок английский Музыкальные инструменты
Стиль музыкальный Термины и понятия
Симфоническая фантазия Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 5690
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть