Принципал

от лат. principalis — первый, первоначальный, важнейший; нем. Prinzipal, Principal, франц. montre, англ. open diapason, итал. principale, испан. baxoncillo

Главный, основной органный регистр. Состоит из открытых лабиальных труб, б.ч. средней (по ширине) мензуры.

Форма металлич. (сплав, в к-ром олова содержится 75% и выше) труб цилиндрическая, деревянных - прямоугольная. Существуют П., изготовляемые из меди (Kupfer-P.).

На мануалах диспонируются П. 16' (на больших органах), 8'; вышезвучащие П. часто называются Oktave 4' (франц. Prestant), Oktave 2' (Superoktave, франц. Doublette), Oktave 1'. В больших органах нем. типа на гл. мануале обычно 2 П., из к-рых 1 деревянный (Holz-P.). Если оба П. металлические, то они интонируются различно. В Англии число П. 8' на главном мануале доходит до 5-6 (в органе лондонского собора св. Павла-5, в ливерпульском кафедральном соборе -6). Педальной клавиатуре приданы металлич. П. 32' (в очень больших органах; самые низкозвучащие трубы делаются иногда из дерева), 16' (Principalbass), 8' (Oktavbass), 4' (Choralbass). Трубы П. чаще располагаются по фасаду (т.н. проспекту) органа; в 16-17 вв. в романских странах они нередко украшались узорами или покрывались красочной живописью. Разновидности П. - широко-мензурный т.н. итальянский П. (Italienisches Р.) с несколько меньшим, чем у нем. П. "вырезом" трубы ("ротиком"); узкомензурные (Geigen-P. и Eng-P., Harfen-P.) и др. Разл. оттенки звучания П. достигаются варьированием ширины мензуры, большими или меньшими размерами "ротика", верхней и нижней "губ" (Labium). Разновысотные П. составляют звуковой стержень (ядро, центр) орг. регистрового ансамбля. Такие качества, как полнота и округлость органного тона, его мягкость и певучесть в сочетании с кристально-чистым серебристым звучанием, определяются гл. обр. высоким качеством группы П. (об этом свидетельствуют сохранившиеся органы 18 в., напр. Зильбермановские инструменты в соборе г. Фрейберг и в "Хофкирхе" Дрездена, ГДР). П. в органах 19 в. интонировались слитком грубо, громко; в 20 в. мастера стремятся вернуть П. звуковые качества П. органов 17-18 вв.

Литература: Ройзман Л., Советская органная культура и её своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; Mahrenholz Chr., Die Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930, 1942; Supper W., Die Orgeldisposition, Kassel, 1950; Dufourcq N., Esquisse d'une histoire de l'orgue en France du Xllle au XVIIIe siиcle, P., 1935.

Л. И. Ройзман

реклама

вам может быть интересно

Трубадур Национальные культуры
Сегидилья Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Эолова арфа Музыкальные инструменты
Фуга Термины и понятия
Вакханалия Музыкальные жанры
Поп-музыка Музыкальные жанры
Бесконечный канон Термины и понятия
Полиметрия Термины и понятия
Римская школа Термины и понятия
Симфоническая музыка Термины и понятия
Тальянка Музыкальные инструменты
Чилийский балет Балет и танец

Реклама



Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 2884
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть