Принципал

от лат. principalis — первый, первоначальный, важнейший; нем. Prinzipal, Principal, франц. montre, англ. open diapason, итал. principale, испан. baxoncillo

Главный, основной органный регистр. Состоит из открытых лабиальных труб, б.ч. средней (по ширине) мензуры.

Форма металлич. (сплав, в к-ром олова содержится 75% и выше) труб цилиндрическая, деревянных - прямоугольная. Существуют П., изготовляемые из меди (Kupfer-P.).

На мануалах диспонируются П. 16' (на больших органах), 8'; вышезвучащие П. часто называются Oktave 4' (франц. Prestant), Oktave 2' (Superoktave, франц. Doublette), Oktave 1'. В больших органах нем. типа на гл. мануале обычно 2 П., из к-рых 1 деревянный (Holz-P.). Если оба П. металлические, то они интонируются различно. В Англии число П. 8' на главном мануале доходит до 5-6 (в органе лондонского собора св. Павла-5, в ливерпульском кафедральном соборе -6). Педальной клавиатуре приданы металлич. П. 32' (в очень больших органах; самые низкозвучащие трубы делаются иногда из дерева), 16' (Principalbass), 8' (Oktavbass), 4' (Choralbass). Трубы П. чаще располагаются по фасаду (т.н. проспекту) органа; в 16-17 вв. в романских странах они нередко украшались узорами или покрывались красочной живописью. Разновидности П. - широко-мензурный т.н. итальянский П. (Italienisches Р.) с несколько меньшим, чем у нем. П. "вырезом" трубы ("ротиком"); узкомензурные (Geigen-P. и Eng-P., Harfen-P.) и др. Разл. оттенки звучания П. достигаются варьированием ширины мензуры, большими или меньшими размерами "ротика", верхней и нижней "губ" (Labium). Разновысотные П. составляют звуковой стержень (ядро, центр) орг. регистрового ансамбля. Такие качества, как полнота и округлость органного тона, его мягкость и певучесть в сочетании с кристально-чистым серебристым звучанием, определяются гл. обр. высоким качеством группы П. (об этом свидетельствуют сохранившиеся органы 18 в., напр. Зильбермановские инструменты в соборе г. Фрейберг и в "Хофкирхе" Дрездена, ГДР). П. в органах 19 в. интонировались слитком грубо, громко; в 20 в. мастера стремятся вернуть П. звуковые качества П. органов 17-18 вв.

Литература: Ройзман Л., Советская органная культура и её своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; Mahrenholz Chr., Die Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930, 1942; Supper W., Die Orgeldisposition, Kassel, 1950; Dufourcq N., Esquisse d'une histoire de l'orgue en France du Xllle au XVIIIe siиcle, P., 1935.

Л. И. Ройзман

реклама

вам может быть интересно

Программная музыка Термины и понятия
Секстет Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Атональная музыка Термины и понятия
Двухчастная форма Термины и понятия
Чарлстон Музыкальные жанры
Финал Термины и понятия
Дробь Термины и понятия
Glissade, глиссад Балет и танец
Индийская музыка Национальные культуры
Сурдина Музыкальные инструменты
Двойной хор Термины и понятия
Staccato, стаккaто Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 2027
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть