Пекин

Пекин - столица КНР, муз. центр. Как культурный, в частности муз., центр выдвинулся после перенесения в П. столицы кит. гос-ва в 1421. Оживлению театр.-муз. жизни способствовало пребывание в П. имп. двора, придв. знати, просвещённых и торгово-ремесл. кругов населения. В 15-16 вв. было развито нар. музицирование; в торжеств. придв. и храмовых церемониалах в соответствии с традициями сочетались пение, инстр. музыка и танец. На парадных приёмах во дворце, на семейных праздниках в домах аристократии выступали частные труппы актёров. Для демократич. публики были организованы зрелища с музыкой (сохранились в осн. чертах до 20 в.). Разл. представления (их устройством занимались гор. землячества, цех. объединения ремесленников и торговцев) приурочивались ко времени религ. и гос. праздников. Актёры и музыканты выступали в специально построенных помещениях или в храмах. Существовали постоянно действующие театры-рестораны - сичжуан и цза-шуагуань. В сичжуане отмечались семейные праздники, программу составляли гости, выбирая отд. муз. номера из спектаклей, входивших в репертуар приглашённой труппы. В цзашуагуани (т-ре увеселений, меньшего размера, чем сичжуан) певцы, инструменталисты и шошуды (рассказчики) исполняли отд. эпизоды из спектаклей. В 16 в. возникли гор. публич. т-ры - сиюань, положившие начало регулярным выступлениям театр. трупп (к кон. 18 в. таких т-ров было 8, в 19 в. - 40). Деятельность гор. т-ров регулировалась правительством (запрещались спектакли в период 100 дней траура после смерти императора или членов его семьи; до 1911 в т-ры не допускались женщины, им разрешалось присутствовать лишь на домашних представлениях). С кон. 17 в. получил распространение гор. муз. жанр, т. н. цзинцян (столичные мелодии), сложившийся на основе популярного в Китае локального муз. жанра т. н. иянцян (иянские мелодии), связанного с нар. песнями местечка Иян (пров. Цзянси). Напевы иянцян использовались в вок. и инстр. произв. пекинских композиторов, в музыке к театр. постановкам. С нач. 18 в. цзинцян был вытеснен более рафинированным театр. жанром - куньцюй (привезён в П. актёрами из г. Сучжоу, где он зародился); благодаря литературной изысканности и камерности мелодий он имел успех при дворе и среди наиболее просвещённой части пекинского общества. В кон. 18 в. в П. стали постоянно работать труппы из пров. Аньхой, положившие начало новому театр. жанру - т. н. пекинской муз. драме. Она впитала в себя особенности местных муз. стилей (также пров. Ганьсу, Хубэй, Цзянсу) и отличалась праздничным, живым характером (традиции уличных представлений - обилие ударных, сопровождавших чередующиеся арии, песни, диалоги, а также мизансцены, сценич. движение). В сер. 19 в. пекинская муз. драма превратилась в общенац. форму кит. традиц. т-ра, наиболее популярными труппами к-рого были Сыда хойбань (4 большие труппы аньхойской школы), дававшие спектакли в разл. театр. помещениях (по 3-4 дня в каждом); самые известные актёры выступали при дворе. В нач. 20 в. открылась 1-я студия актёрского мастерства Силяньчэн (позднее наз. Фуляньчэн; в ней учились знаменитые кит. актёры Мэй Лань-фан и Чжоу Синь-фан), её выпускники дебютировали в 1904. После событий "4 мая" (1919) представители прогрессивно настроенных молодых музыкантов (среди них Си Син-хай) стали обучаться в консерваториях стран Европы; комп. Сяо Ю-мэй организовал в Пекинском ун-те спец. муз. отделение, где занимались по программам европ. муз. уч. заведений. В 1927 Цай Юань-пэй и Сяо Ю-мэй основали Пекинскую консерваторию (работала до 1937) и симф. оркестр европ. типа (рук. Сяо Ю-мэй; ввёл в муз. практику европ. нотацию). В 30-е гг. в П. создавались хор. об-ва для пропаганды популярных в то время массовых революц. и боевых (б. ч. антияпон.) песен; в 1932 Не Эр и Люй Цзи сформировали революц. группу музыкантов-песенников.

После образования КНР (1949) муз. жизнь П. стала развиваться более организованно. 23 VII 1949 создана Всекит. ассоциация лит-ры и иск-ва (президент Го Мо-жо), в 1953 из неё выделился Союз китайских музыкантов (председатель Люй Цзи), руководивший муз. жизнью КНР. В П. работали: комп. и скрипач Ma Сы-цун (во время "культурной революции" покинул КНР), комп. и теоретик Люй Цзи, скрипач и дирижёр Хэ Ши-дэ, дирижёр Ли Дэ-лунь, пианисты Лю Ши-кунь, Фу Цун. В нач. 50-х гг. был осн. Н.-и. ин-т традиц. т-ра (рук. Мэй Лань-фан) и Пекинское уч-ще традиц. т-ра сицюй.

В 50-60-е гг. в разл. жанрах традиц. муз. драмы с разнообразными формами песенного, муз. и танц. иск-ва выступали многочисл. проф. и самодеят. муз. коллективы. Работало ок. 30 т-ров - "Шоуду", "Тянь-цяо", "Жэньминь", Летний муз. т-р и др., ок. 40 конц. залов и открытых эстрад. В 1952 в П. проходил 1-й Всекит. смотр т-ра и драмы, на к-ром было показано - 150 пьес 23 видов классич. т-ра. В 1953 в П. организован Центр. экспериментальный т-р, сочетавший нац. и европ. муз. традиции ("Седая девушка" Ma Кэ и Чжан Лу). Среди опер, пост. этим т-ром,- "Лю Ху-лань" комп. Чэн Цзы Мао Юаня, Гэ Гуан-жуя и др., а также балет "Волшебный фонарь", соединявший элементы нац. и зап.-европ. хореографии. Здесь ставились оперы и балеты классич. европ. репертуара. В 1961 в П. был открыт Центр. концертный зал; исполнялись зап.-европ. и рус. классич. произв., а также соч. сов. композиторов. В нач. 1960-х гг. в П. была переведена из Тянь-цзина Центр. консерватория, к-рую до "культурной революции" возглавлял Ma Сы-цун. При консерватории продолжал работать созданный в 1954 Ин-т по изучению нар. музыки, к-рый организовывал фольклорные экспедиции, ведал исследованием и публикацией нар. мелодий (рук. Хэ Лу-тин и Ma Кэ). Во время "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) были закрыты т-ры и конц. залы, запрещены спектакли традиц. муз. драмы и постановки заруб. муз.-сценич. произведений. Ставились лишь "образцовые" 5 пьес цзинцзюй (см. Китайская музыка).

С нач. 70-х гг. театр.-конц. жизнь в П. несколько оживилась: открылись нек-рые муз. уч. заведения, появились театр. и муз. коллективы (ок. 20), были поставлены новые спектакли, исполнялись произв. для фп. (коллективные переработки симф. соч.). В сер. 70-х гг. в П. выступали кит. труппа пекинской муз. драмы, Центр. филармонич. оркестр, Муз.-танц. коллектив Центр. ин-та национальностей и др. В 1974 Шанхайский симф. оркестр исполнил в П. новую коллективную симфонию "Взятие горы Вэйхушань" (по мотивам одноим. "образцового спектакля"). В 1974 в П. проходили смотры спектаклей по произв. разл. местных жанров.

Литература: Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952; Виноградов В., Музыка в Китайской Народной Республике, М., 1959; Друскин М., О китайском музыкальном театре, в его кн.: История и современность, Л., 1960, с. 93-101; Серова С, Пекинская музыкальная драма (сер. XIX - 40-е годы XX в.), М., 1970; Валицкий В., "Культурная революция" в музыке, "СМ", 1970, No 8; Mackerras С. Р., The rise of the Peking opera, Oxf., 1972.

С.А.Серова

реклама

вам может быть интересно

Древнеримская музыка Национальные культуры
Афганская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Полистилистика Термины и понятия
Романс Музыкальные жанры
Генерал-бас Термины и понятия
Контратенор (Контртенор) Опера, вокал, пение
Ritardando, ритардaндо Термины и понятия
Ашхабад Города
Ригодон Балет и танец
Эстетика музыкальная Термины и понятия
Длительность Термины и понятия
Чанги Музыкальные инструменты

Реклама



Категории словаря

города

просмотры: 2399
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть