Камбоджийская музыка

Истоки муз. культуры кхмеров (осн. население Камбоджи), формирования их классич. муз. системы восходят к глубокой древности - времени возникновения аустро-азиатских цивилизаций. Достигнув расцвета в период Ангкорской Камбоджи (9-14 вв.), кхмерская классич. муз. система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров полифонична, основана на пентатонике. К. м. неотделима от танца. Ритуальные муз.-танц. представления, занимавшие значит. место в ранних обрядах, позднее, при распространении инд. религий (прежде всего брахманизма), стали непременной частью культа в древней Камбодже. В последующее время в более простых церемониях буддийского культа эти своеобразные "драмопантомимы" уже не играли большой роли, хотя и не исчезли вовсе. Возрождённые в нач. 19 в. древние муз.-танц. традиции легли в основу совр. балетных феерий (на сюжеты "Реамкер" - кхмерского варианта инд. эпоса "Рамаяна" и древних легенд). Выступления Нац. балета, исполняющего эти феерии, идут в сопровождении Большого классич. оркестра Камбоджи - "Преах пией пхат". От народного этот оркестр отличается лишь бульшим числом инструментов. С древних времён муз. инструменты Камбоджи практически не изменились. Осн. место в К. м., структуру к-рой определяет ритм, занимают ударные инструменты: барабаны - сампхо (завезён в Юго-Вост. Азию из араб. стран малайцами), чхайям (деревенские танцоры носят его на ремне через плечо, аккомпанируя танцам), литавры - ско-тхом (обязательный инструмент танц. оркестров); гонги, используемые широко во время праздничных шествий; в классич. оркестре есть инструмент конг-тхом, составленный из 16 маленьких гонгов. Среди духовых инструментов гл. место принадлежит гобоям - пей о, пра пей, пей-пок, и флейте - кхлой; у народности пеар имеется инструмент, состоящий из 5-6 флейт, - пхла; во время нек-рых традиц. ритуальных церемоний (напр., на похоронах) иногда трубят в большие морские раковины - бакоу, старинный инструмент, применявшийся ранее на охоте, во время битв (изображения сохранились на памятниках кхмерской архитектуры). В 12 в. появились струнные инструменты: лютни - та диеу (самая древняя, имеет 1 струну, натянутую при помощи деревянного колка), применяемая в деревне для сопровождения сатирич. импровизационных песенок типа частушек, тяпей, к-рую европейцы наз. азиатской гитарой, и та-кхе (имеет 3 струны, наиболее совершенная лютня Индокитая); инструменты типа скрипки - тро-че, тро-сао, тро-он, тро-кмае (одна из наиболее древних, имеет 3 струны), прототипом к-рых была однострунная тро-сомнеу, ныне исчезнувшая; резонатором в этих инструментах служит половинка тыквы или слоновое колено, обтянутое кожей питона или молодого крокодила. Наряду с нац. классическими в Камбодже сохранились и др. муз. традиции. Так, напр., "колдуны" и "заклинатели" сопровождают свои действия пением, основанным на своеобразных старинных гаммах, никогда не употребляемых др. музыкантами. В буддийских монастырях монахи исполняют (на древнеинд. яз. пали) однообразные по мелодике ритуальные псалмопения, восходящие к веддическому пению. Бывшие монахи, вернувшиеся к светской жизни, привносят в муз. быт деревни импровизации на темы пространных поэм, излагающих предания о жизни Будды. В Камбодже существуют погребальные песнопения, исполняемые солистом и хором:

image

От религиозного пения существенно отличаются нар. песни. Большинство сельских песен имеет пунктирный ритм, размер 4/4. Мн. песни состоят из равных по длительности нот.

image

Иногда встречаются и более высокоорганизованные мелодии:

image

В 1966 в Пномпене основан Ин-т изящных иск-в для подготовки проф. актёров, музыкантов, танцоров. Ин-т собирает инструментальный, песенный, танцевальный и лит. фольклор, к-рый в обработанном виде демонстрируется на временных подмостках, сооружаемых под открытым небом. В Пномпене построен концертный зал, в к-ром происходят (гл. обр. для высокопоставленных гостей гос-ва, дипломатич. корпуса и др.) выступления танц. групп ин-та и редких в стране гастролирующих коллективов. На базе Ин-та изящных иск-в создан оркестр, осваивающий исполнение произведений европ. классич. музыки.

Литература: Frican A. and Bellan G h., Chansons cambodgiennes, L., 1921; С1оs1ier G., A propos d'art hindou et khmer, t. 2, P., 1926; Cоra1 - Rйmusat G. de, L'art khmer, P., 1940; Sachs C., The history of musical instruments, N. Y., (1940); его же, The rise of music in the ancient world East and West, N. Y., (19431; Gоedes G., L'ancienne civilisation khmere, "France-Asie", Soigon, 1946, v. 1, No 8; Etudes d'art et ethnologie asiatique, P., 1951; Daniйlon A., La musique de Cambodge et du Laos, Pondichйry, 1957.

И. Б. Марунова

реклама

вам может быть интересно

Праздники Церковная музыка
Менуэт Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Куплеты Музыкальные жанры
Гимн Музыкальные жанры
Валторна Музыкальные инструменты
Каватина Термины и понятия
Мюзикл Музыкальные жанры
Мензуральная нотация Термины и понятия
Чонгури Музыкальные инструменты
Менуэт Музыкальные жанры
Галантный стиль Течения в искусстве
Тарантелла Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 3719
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть