Педаль

Категории словаря

франц. pedale, от лат. pedalis — ножной

\1) У фортепиано, клавесина, фисгармонии, механического фортепиано, арфы, в литаврах - деталь рычажного устройства, управляемая ногами. У разных инструментов служит разл. целям.

Фортепьянная правая П. изобретена в 1781 А. Бейером; её нажатие приподнимает все демпферы, благодаря чему струны свободно резонируют; это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание. Нажатие и снятие П. обозначаются в нотах знаками: image и image или image. Нажатие левой П. у рояля сдвигает вправо все молоточки, они ударяют в нижнем регистре по одной струне вместо двух, в среднем и верхнем регистрах - по двум струнам вместо трёх, что ослабляет звучание (у пианино в тех же целях левая П. приближает молоточки к струнам). Левая П. часто обозначается словами una corda. Обе осн. фп. П. стали применяться в инструментах с 1783 в Англии (фирма "Бродвуд") и с 1784 во Франции (фирма "С. Эрар"); с кон. 18 в. указания на П. впервые встречаются в фп. сонатах Й. Гайдна. 3-я П., т. н. задерживающая (или "средняя" П.), изобретена в 1844 Ж. Л. Буассело и усовершенствована в 1862 К. Монталем; введена в употребление в 1873. Она поднимает только демпферы клавиш, по к-рым ударяют пальцы в момент нажатия П., благодаря этому звуки, соответствующие этим клавишам, "выдерживаются", продолжают звучать. После введения 3-й П. фирмой "Стенуэй" она стала использоваться и др. фп. фабриками.

Арфовая П. служит для перестройки инструмента в разл. тональности. Изобретена ок. 1720 инстр. мастером С. Хохбруккером из Донаувёрта (Бавария), приспособившим к арфе педально-крючковый механизм. Каждая П. воздействует на одноимённые струны звукоряда арфы во всех его октавах, повышая их настройку на полтона. Первоначально Хохбруккер ввёл 5 П. (при струнах С, D, F, G, А), позволявших (при строе C-dur) использовать 6 мажорных и 3 минорные тональности, затем - 7 П. На 7-педальной арфе (строй Es-dur, педали при струнах В, Es, As, F, С, G, D) использовались 8 мажорных и 5 минорных тональностей. Позднее к П., изменяющим высоту звучания, были добавлены П. для глушения струн (демпферы) и для открывания и закрывания резонаторных отверстий на деке (т. н. эффект эха). В 18 в. мастера семьи Кузино сконструировали арфу с двойным рядом П., однако арфа с 14 П. не получила распространения. В кон. 18 в. франц. мастер С. Эрар сконструировал арфу с дисками, на к-рых имелись 2 штифта (вилки), при повороте диска зажимающие струну и повышающие её звучание на полтона. В 1801 этот мастер изобрёл арфу с вилочным механизмом и двойным движением П. Арфа Эрара с 7 П. "двойного действия" стала прототипом всех последующих конструкций. Совр. арфа с двойным движением П. (строй Ces-dur) позволяет использовать все тональности, а также приёмы игры, основанные на энгармонич. замене звуков, что и сделало её полноценным конц. и орк. инструментом.

\2) В органе, клавикорде, клавесине - клавиатура для ног.

Органная П. изобретена Л. ван Вальбеке (ум. в 1318). Педальная клавиатура в совр. органе обычно одна, имеет 32 деревянные клавиши (объём ок. 22/3 октав, С - g1).

Педальная клавиатура клавикорда впервые упоминается в муз. трактате П. Паулиринуса из Праги ("Tractatus de musica", 1459-63).

Клавесины с педальной клавиатурой не получили распространения. Нек-рые орг. произв. И. С. Баха первоначально предназначались для исп. на педальном клавикорде или клавесине (сонаты, BWV 525-30; пастораль, BWV 590 и др.). Ножная клавиатура у фп. получила нек-рое распространение в кон. 18 - 2-й пол. 19 вв. Ряд произв. для фп. с педальной клавиатурой написан В. А. Моцартом (концерт d-moll, K.-V. 466; каденция к концерту A-dur, K.-V. 488; фантазия и фуга C-dur, K.-V. 394) и Р. Шуманом ("Канонические упражнения", ор. 56; "Эскизы", ор. 58). Фп. с педальной клавиатурой пользовался Ф. Лист (большой педальный рояль находился в его доме в Веймаре с 1854). В 18 в. возник педальный клавикорд, использовавшийся в домашнем музицировании. Среди совр. фирм, изготовляющих клавесины, инструменты с П. выпускает фирма "Нёйперт" (ФРГ).

У фисгармонии при помощи П. нагнетается воздух в мехи, у механического фортепьяно приводятся в действие пневматич. механизм, зубчатые и цепные передачи.

В литавре (т. н. педальная литавра, итал. timpani a pedali) П. перестраивает инструмент в др. тон; при перестройке П. воздействует на центр. настроечный винт (тон настройки показывает на шкале передвижная рукоятка). Возможность быстрой перестройки позволяет исполнять на одном инструменте мелодич. ряд звуков. П. для литавры изобретена в 1855 парижским мастером П. Л. Готро. Для удобства исполнителя, играющего на неск. ударных инструментах в оркестре, иногда применяют приставную или пристроенную к инструменту П. (при пользовании колотушкой, палочкой, одной из тарелок и др.).

Литература: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934, расширенное изд. под назв.: История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, М. - Л., 1939; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975. См. также лит. при статьях Фортепьяно, Арфа, Орган, Клавесин, Педализация.

Г. М. Коган, Л. И. Ройзман, Б. В. Доброхотов, А. Е. Майкапар

реклама

вам может быть интересно

Психология музыкальная Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Длительность Термины и понятия
Вступление Термины и понятия
Арпеджио Термины и понятия
Программная музыка Термины и понятия
Субмотив Термины и понятия
Сентиментализм Течения в искусстве
Неоромантизм Термины и понятия
Иранская музыка Национальные культуры
Хроматическая система Термины и понятия
Гиджак Музыкальные инструменты

Реклама