Певчий дьяк

Певчий дьяк певчий диак, - в Моск. Руси проф. церк. певец. Упоминания о П. д., а также поддиаках содержатся в лит. памятниках 16-17 вв. Д. В. Разумовский считал поддиаков певцами второразрядными по голосу и певческому опыту, а в "Чиновнике новгородского Софийского собора" (16 в.) это - певцы, исполняющие "всё амбонное", т. е. самые торжеств. песнопения архиерейского богослужения, следовательно лучшие и самые опытные. Возможно, что к поддиакам относили мальчиков-певчих, участвовавших в качестве "отроков" в обряде "пещного действа". П. д. и поддиаки составляли особую корпорацию при кафедральных соборах, состояли на содержании у архиерея. Хор делился на "станицы", в к-рые входило 5-7 чел. В зависимости от принадлежности к "станице" П. д. и поддиаки занимали места на правом или левом клиросе церкви. Хоры П. д. являлись очагами муз. культуры, здесь было сосредоточено обучение муз. грамоте и певческому мастерству, переписывались певческие книги, а исполнительство служило образцом для др. хоров. Особенное значение имели моск. хоры - Государевы певчие диаки и Патриаршие певчие диаки и поддиаки. Первый из них был учреждён, по-видимому, в нач. 16 в.; участвовал в богослужении, на к-ром присутствовал царь, а также в разл. придв. торжествах. При Иване Грозном в хоре было до 35 певчих, причём одна из "станиц" была собственно царской (в ней пел царь). В последней четв. 17 в. число государевых певчих (включая "крестовых") диаков достигло 70 чел. Певцы находились на гос. службе и пользовались привилегиями придворных. В 70-х гг. 17 в. хор был реорганизован, вместо "станиц" он был разделён на хоры, обслуживавшие церкви царя, царицы и их детей. Во главе каждого хора стоял "уставщик" ("регент"), к-рый также обучал певчих теории музыки. Среди "уставщиков" и П. д. были такие видные композиторы, как С. И. Беляев, И. М. Протопопов. В нач. 18 в. существовал лишь хор царя; впоследствии на его основе была организована Придв. певческая капелла. Хор Патриаршие певчие диаки и поддиаки возник с установлением патриаршества (1589), на базе хора моск. митрополита. Считался вторым по значимости после хора Государевы певчие диаки; при одновременном участии в богослужении занимал место на левом клиросе. В 1721 был переименован в синодальный и обслуживал моск. Успенский собор, а в 1886 при нём было учреждено Синодальное уч-ще церк. пения.

Литература: Разумовский Д., Патриаршие певчие диаки и поддиаки, М., 1868, СПБ, 1895 (вместе с работой: Государевы певчие диаки); Металлов В., Синодальные бывшие патриаршие певчие, "РМГ", 1898, отд. изд., М., 1901; Голубцов A., Чиновник новгородского Софийского собора, М., 1899.

Я. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Капельмейстер Термины и понятия
Ладовый ритм Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Минск Города
Джаз-банд Музыкальные инструменты
Словенская музыка Национальные культуры
Vivace, vivo; виваче, виво Термины и понятия
Швейцарский балет Балет и танец
Кекуок (кэйкуок) Музыкальные жанры
Рок-н-ролл Музыкальные жанры
Чехословацкая музыка Национальные культуры
Кода Термины и понятия
Полистилистика Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

церковная музыка

просмотры: 2497
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть