Певчий дьяк

Певчий дьяк певчий диак, - в Моск. Руси проф. церк. певец. Упоминания о П. д., а также поддиаках содержатся в лит. памятниках 16-17 вв. Д. В. Разумовский считал поддиаков певцами второразрядными по голосу и певческому опыту, а в "Чиновнике новгородского Софийского собора" (16 в.) это - певцы, исполняющие "всё амбонное", т. е. самые торжеств. песнопения архиерейского богослужения, следовательно лучшие и самые опытные. Возможно, что к поддиакам относили мальчиков-певчих, участвовавших в качестве "отроков" в обряде "пещного действа". П. д. и поддиаки составляли особую корпорацию при кафедральных соборах, состояли на содержании у архиерея. Хор делился на "станицы", в к-рые входило 5-7 чел. В зависимости от принадлежности к "станице" П. д. и поддиаки занимали места на правом или левом клиросе церкви. Хоры П. д. являлись очагами муз. культуры, здесь было сосредоточено обучение муз. грамоте и певческому мастерству, переписывались певческие книги, а исполнительство служило образцом для др. хоров. Особенное значение имели моск. хоры - Государевы певчие диаки и Патриаршие певчие диаки и поддиаки. Первый из них был учреждён, по-видимому, в нач. 16 в.; участвовал в богослужении, на к-ром присутствовал царь, а также в разл. придв. торжествах. При Иване Грозном в хоре было до 35 певчих, причём одна из "станиц" была собственно царской (в ней пел царь). В последней четв. 17 в. число государевых певчих (включая "крестовых") диаков достигло 70 чел. Певцы находились на гос. службе и пользовались привилегиями придворных. В 70-х гг. 17 в. хор был реорганизован, вместо "станиц" он был разделён на хоры, обслуживавшие церкви царя, царицы и их детей. Во главе каждого хора стоял "уставщик" ("регент"), к-рый также обучал певчих теории музыки. Среди "уставщиков" и П. д. были такие видные композиторы, как С. И. Беляев, И. М. Протопопов. В нач. 18 в. существовал лишь хор царя; впоследствии на его основе была организована Придв. певческая капелла. Хор Патриаршие певчие диаки и поддиаки возник с установлением патриаршества (1589), на базе хора моск. митрополита. Считался вторым по значимости после хора Государевы певчие диаки; при одновременном участии в богослужении занимал место на левом клиросе. В 1721 был переименован в синодальный и обслуживал моск. Успенский собор, а в 1886 при нём было учреждено Синодальное уч-ще церк. пения.

Литература: Разумовский Д., Патриаршие певчие диаки и поддиаки, М., 1868, СПБ, 1895 (вместе с работой: Государевы певчие диаки); Металлов В., Синодальные бывшие патриаршие певчие, "РМГ", 1898, отд. изд., М., 1901; Голубцов A., Чиновник новгородского Софийского собора, М., 1899.

Я. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Фуриант Музыкальные жанры
Постановка голоса Опера, вокал, пение

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Капельмейстер Термины и понятия
Граммофонная пластинка Музыкальные инструменты
Хоровод Национальные культуры
Терция Термины и понятия
Pas de basque, па де баск Балет и танец
Слух музыкальный Термины и понятия
Отклонение Термины и понятия
Нидерландская музыка Национальные культуры
Эпизод Термины и понятия
Дансантность Балет и танец

Реклама



Категории словаря

церковная музыка

просмотры: 2762
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть