Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.
Драмматический словарь 1787 года
XVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней трети века, удивляет своей силой и постоянством. Самые острые, больные вопросы современности — крепостничество, преклонение перед иностранщиной, купеческий произвол, вечные пороки человечества — скупость, жадность, добродушный юмор и едкая сатира — таков диапазон возможностей, освоенных уже в первых отечественных комических операх.
Среди создателей этого жанра важное место принадлежит Василию Пашкевичу — композитору, скрипачу, дирижеру, певцу и педагогу. Его разносторонняя деятельность оставила значительный след в русской музыке. Тем не менее о жизни композитора мы знаем и по сей день очень немногое. Почти ничего не известно о его происхождении и юношеских годах. Согласно указанию историка музыки Н. Финдейзена, принято считать, что в 1756 г. Пашкевич поступил на придворную службу.
Достоверно известно, что в 1763 г. молодой музыкант был скрипачом в придворном «бальном» оркестре. В 1773-74 гг. Пашкевич преподавал пение в Академии художеств, позднее — в Придворной певческой капелле. Он ответственно относился к занятиям, что отмечал в характеристике музыканта инспектор Академии: «...г-н Пашкевич, учитель пения... хорошо исполнял свои обязанности и делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих...» Но основное поприще, на котором развернулось дарование художника, — это театр.
В 1779-83 гг. Пашкевич сотрудничал с «Вольным российским театром», К. Книппера. Для этого коллектива в содружестве с выдающимися драматургами Я. Княжниным и М. Матинским композитор создал свои лучшие комические оперы. В 1783 г. Пашкевич стал придворным камермузыкантом, затем «капельмейстером бальной музыки», скрипачом-ренегитором в семье Екатерины II.
В этот период композитор был уже авторитетным музыкантом, завоевавшим широкое признание и даже получившим чин коллежского асессора. На рубеже 80 и 90-х гг. появились новые произведения Пашкевича для театра — оперы на тексты Екатерины II: из-за зависимого положения при дворе музыкант был вынужден озвучивать малохудожественные и псевдонародные писания императрицы. После смерти Екатерины композитор был немедленно уволен без назначения ему пенсии и вскоре умер.
Основную часть творческого наследия музыканта составляют оперы, хотя недавно стали известны и хоровые сочинения, созданные для Придворной певческой капеллы, — Обедня и 5 концертов для четырехголосного хора. Однако такое расширение жанрового диапазона не меняет сути: Пашкевич по преимуществу театральный композитор, удивительно чуткий и умелый мастер действенных драматургических решений. 2 рода театральных сочинений Пашкевича разграничиваются весьма четко: с одной стороны, это комические оперы демократической направленности, с другой — произведения для придворного театра («Февей» — 1786, «Федул с детьми» — 1791, совместно с В. Мартин-и-Солером; музыка к представлению «Начальное управление Олега» — 1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти). Из-за драматургических нелепостей либретто эти опусы оказались нежизнеспособными, хотя в них много музыкальных находок и отдельных ярких сцен.
Постановки спектаклей при дворе отличались невиданной роскошью. Пораженный современник писал об опере «Февей»: «Я никогда не видел зрелища более разнообразного и более великолепного, на сцене было свыше пятисот человек! Однако в зрительном зале... нас всех вместе взятых было менее пятидесяти зрителей: настолько непокладиста императрица в отношении доступа в свой Эрмитаж».
Понятно, что эти оперы не оставили заметного следа в истории отечественной музыки. Иная судьба ожидала 4 комические оперы — «Несчастье от кареты» (1779, либретто Я. Княжнина), «Скупой» (ок. 1780, либретто Я. Княжнина по Ж. Б. Мольеру), «Тунисский паша» (музыка не сохранилась, либретто М. Матинского), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-петербургский гостиный двор» (1-я ред. — 1782, партитура не сохранилась, 2-я ред. — 1792, либретто М. Матинского). Несмотря на существенные сюжетные и жанровые различия, все комические оперы композитора отмечены единством обличительной направленности. В них сатирически представлены нравы и обычаи, которые критиковали передовые русские литераторы XVIII в. Поэт и драматург А. Сумароков писал:
Представь бездушного
подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что
писано в указе,
Представь мне щеголя,
кто там вздымает нос,
Что мыслит целый век о
красоте волос.
Представь мне гордого,
раздута как лягушку,
Скупого, что готов в удавку
за полушку.
Галерею подобных лиц композитор перенес на театральные подмостки, счастливо преобразив силой музыки уродливые явления жизни в мир чудесных и ярких художественных образов. Смеясь над тем, что достойно осмеяния, слушатель одновременно восхищается гармоничностью музыкально-сценического целого.
Композитор умел выразить средствами музыки неповторимые черты человека, передать развитие чувств, тончайшие движения души. Его комические оперы привлекают драматургической цельностью и сценической убедительностью каждой детали, любого музыкального приема. В них отразилось присущее композитору блестящее мастерство оркестрового и вокального письма, тонкой мотивной работы, продуманной инструментовки.
Правдивость социально-психологической характеристики героев, чутко воплощенной в музыке, закрепила за Пашкевичем славу Даргомыжского XVIII в. Его искусство по праву принадлежит к высшим образцам русской культуры эпохи классицизма.
Н. Заболотная
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Пашкевич Василий Алексеевич (около 1742 — 9 (20) III 1797, Петербург) — русский композитор, скрипач, дирижёр.
С 1756 пел в придворном хоре, где, вероятно, и получил музыкальное образование. С 1763 скрипач оркестра бальной музыки в Петербурге, позже — первого придворного оркестра. Получив в 1783 звание камер-музыканта, был назначен на должность концертмейстера оркестра бальной музыки, имел также титул «большого певчего» Придворной капеллы (исполнял обязанности учителя пения и помощника регента). В 1773-74 состоял учителем пения в Академии художеств, в 1780-83 руководил оркестром «Вольного российского театра» К. Книпера. В 1796 уволен в отставку без назначения пенсии.
Пашкевич — один из крупнейших русских композиторов 18 века, его творчество сыграло большую роль в формировании и развитии русской национальной оперы. Написал оперы «Несчастье от кареты» (1779), «Скупой» (ок. 1782; обе на либретто Я. Б. Княжнина), «Тунисский паша» (1783, либретто М. А. Матинского), «Февей» (1786, либретто Екатерины II), «Федул с детьми» (1791, совместно с В. Мартин-и-Солером, либретто её же), «Санктпетербургский гостиный двор, или Как поживёшь, так и прослывёшь» (2-я ред., 1792, либретто Матинского, которому без оснований приписывалась и музыка несохранившейся 1-й ред., 1782).
Совместно с Дж. Сарти и К. Каноббио Пашкевич создал музыку к пьесе Екатерины II «Начальное управление Олега» (1790). Писал также церковную музыку (его 5 хоровых концертов, указанные в каталогах муз. издательств Г. Н. Рейнсдорпа и К. Ленгольда, А. Карцелли, не сохранились).
Композитору присущи мелодическая изобретательность, дар метких и острых характеристик, мастерство ансамблевого письма. Удачно воспроизводя в вокальных партиях речевые интонации, Пашкевич предвосхитил принципы, характерные впоследствии для творческого метода А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского.
Ему удавалось достигнуть реалистичной обрисовки персонажей и жанрового фона действия. Уникальными для своего времени были большой монолог Скрягина из оперы «Скупой», основанный на аккомпанированном речитативе, секстет из оперы «Как поживёшь, так и прослывёшь», построенный на выкриках торговцев, расхваливающих свой товар. В сцене девичника из той же оперы, некоторых сценах «Февея», в музыке к «Начальному управлению Олега» Пашкевич чутко воссоздаёт мелодический строй русской народной песни. Важную драматургическую роль выполняет тщательно разработанная, подвижная оркестровая фактура.
Среди опер Пашкевича выделяется «Несчастье от кареты», приближающаяся по характеру к чувствительной драме. Но дарованию композитора ближе сфера комедийных образов, иногда граничащих с пародией, гротеском. Лучшие из опер Пашкевича пользовались большой популярностью, они шли на сценах многих городов России до середины 19 века.
Издания сочинений: «Февей», клавир, перелож. И. Прача, СПБ, 1789 (переизд. П. И. Юргенсоном, 1895), «Начальное управление Олега», партитура, СПБ, 1791 (клавир изд. П. И. Юргенсоном, 1895), «Федул с детьми», клавир, СПБ, 1895, «Скупой», партитура, перелож. для фортепиано и исследование Е. Левашева, в серии: Памятники русского музыкального искусства, вып. 4, М., 1973.
Литература: Рабинович А. С, Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 105-15; Бокщанина E. A., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор», Труды Гос. Музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, вып. 1, 1959; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 300-24.
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.