Пантомима

от греч. pantomimos - актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. - всё воспроизводящий подражанием

\1) Иск-во выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов.

\2) Вид театр. представления, сопровождаемого музыкой, в к-ром художеств. образ создаётся без помощи слова, посредством выразит. движений, жестов, мимики. Такие П. были известны уже в Др. Египте и Др. Греции; в Др. Риме они пользовались большой популярностью. Муз. сопровождение состояло из пения хора и игры инстр. ансамбля. В эпоху Возрождения, особенно в Италии, были распространены П. аллегорич. содержания. Они входили в исполнявшиеся на разл. придв. торжествах интермедии, позднее стали включаться и в придв. театр. представления, сыграв определённую роль в формировании жанров оперы и балета. Со времени Ж. Ж. Новера П. становится важным элементом балетного иск-ва; применяется в балете в органич. сочетании с танцем (т.н. действенный танец) или сюжетной игровой сценой. П. использовались также в разл. нар. представлениях - ср.-век. мистериях, спектаклях комедии дель арте, ярмарочного театра, арлекинадах. Элементы арлекинады нашли применение в цирке, немом и звуковом кино. Рядом композиторов 20 в. создавались П. в виде отд. соч. или частей крупных муз.-сценич. произведений (П. "День рождения инфанты" Шрекера, 1908, "Дафнис и Хлоя" Равеля, 1912, балет-П. "Чудесный мандарин" Бартока, 1918-19, "Кардильяк" Хиндемита, 1952).

Литература: Broadbent R. J., A history of pantomime, L., 1901, N.Y., 1964; Simon K. G., Pantomime, Mьnch., (I960); Marceau M., Ihering H., Die Weltkunst der Pantomime, Z., 1961; Dorcy J., Jacot M., Pantomime, Lausanne, (1963).


\1) Вид сценич. искусства, в котором осн. средство создания художеств. образа - пластич. выразительность человеч. тела (поза, жест, мимика). Большое место П. занимала в театр. и танц. представлениях Др. Греции и Др. Рима, в ср. века к П. обращались бродячие актёры, в сер. 16 в. её вводили в итал. комедию дель арте; в театре народов Востока она сохраняется и в 20 в. П. - один из жанров совр. эстрады и цирка.

\2) В балете - особое средство создания хореографич. образа (см. Образ хореографический), соотнесённое с танцем. Танец и П. нередко уподобляются соотношению арии и речитатива в опере. В танце преобладает выразит. начало, в П. - изобразительное; танец имеет более обобщённый характер, П. - более конкретный; танец чётко ритмизирован и основан на повторности пластич. мотивов, П. ритмически и пластически более свободна и разнородна; движения в танце более слитны и непрерывны, в П. - более раздельны и разрознены. П. роднит балет с драматич. театром, танец - отличает от него. В балетах 18-19 вв. П. чаще служила для выражения действия, танец - состояния. Пантомимные эпизоды были обособлены от танцевальных, в них широко применялись условные жесты. Балетм. Ж. Ж. Новер, а впоследствии и М. М. Фокин стремились к стиранию резких граней между танцем и П., к объединению их выразит. возможностей.

В сов. балете П. имеет большое драматургич. значение. Однако гл. выразит. средством в нём является не П., а танец. Роль П. - вспомогательная, дополнительная, конкрети- зирующая. Значение П. иногда переоценивалось, балетмейстеры стремились к односторонней драматизации в ущерб богатству танцевальной выразительности. Тип спектакля, в котором П. преобладала и несла главную действенную функцию, а танец имел преим. дивертисментный и развлекат. характер, на определённом этапе стал тормозом в развитии балетного театра. Эти недостатки были преодолены в пост. Ю. Н. Григоровича, И. Д. Бельского, О. М. Виноградова, Н. Н. Боярчикова и др. балетмейстеров, где найдено верное, специфич. для балета соотношение танца и П. Последняя может играть в балете роль самостоят. эпизода или её элементы могут быть включены в танец, но гл. значение в балетном спектакле имеет танц. выражение действия. Резкой грани между танцем и П., однако, не существует, возможны переходные явления. В этих случаях говорят о танцевальной П. или о пантомимном танце (сцена обручения в "Ромео и Джульетте", балетм. Л. М. Лавровский). Яркие образцы П. содержатся в спектаклях Григоровича "Иван Грозный" на муз. Прокофьева и "Ангара" Эшпая, где она дополняет танц. действие.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Неоромантизм Термины и понятия
Уругвайская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Австралийская музыка Национальные культуры
Сонатина Музыкальные жанры
Иранская музыка Национальные культуры
Lento, ленто Термины и понятия
Демественный распев Церковная музыка
Flic-flac, флик-фляк Балет и танец
En face, ан фас Балет и танец
Париж Города
Мистерия Музыкальные жанры
Программная музыка Термины и понятия

Реклама