Филипп Антремон

Philippe Entremont

Филипп Антремон / Philippe Entremont

На примере судьбы этого артиста можно видеть, какие опасности подстерегают талантливого музыканта в современном мире. Поначалу все складывалось счастливо. Природа наделила его и талантом, и трудолюбием. С шести лет он занимался на фортепиано под руководством матери-пианистки, изучал симфоническую и оперную музыку с помощью отца-дирижера. Еще мальчиком его привезли в Париж, где он два года брал уроки у Маргерит Лонг, а потом стал студентом консерватории по классу Ж. Дойена. Талант Антремона высоко оценил А. Корто, считавший его самым одаренным представителем молодого поколения французских пианистов. В годы учебы он не раз был отмечен премиями как за сольное, так и за камерное исполнительство, записал свою первую пластинку (оба концерта Листа), в 1953 году разделил с Евгением Малининым вторую ступень пьедестала почета на конкурсе имени М. Лонг — Ж. Тибо.

Так, поистине триумфально началась карьера Антремона, началась его концертная деятельность, получившая вскоре большой размах. Антремон не стремится "специализироваться" на определенной стилистической сфере: он легко разучивает любую музыку, дает сотни концертов записывает на пластинки с Бернстайном, Орманди и другими мастерами концерты Чайковского, Листа, Грига, Сен-Санса. Рахманинова, Хачатуряна, Бартока, исполняет под управлением автора Концерт для фортепиано и духовых инструментов Стравинского и сам дирижирует из-за рояля, интерпретируя концерты Моцарта. Вскоре за ним закрепляется слава обаятельного, но все же пустоватого молодого виртуоза, способного на многое, но... только не на большие художественные достижения в прочтении настоящей музыки. И эта репутация была в целом оправданной. Становилось явным, что процесс созревания таланта замедлился, если вовсе не приостановился.

Причина этого, как выяснилось, лежала отнюдь не в ограниченном диапазоне таланта Антремона. Дело в том, что, дебютировав в 1953 году в США с сенсационным, почти небывалым успехом, он польстился на выгодные контракты, предложенные ему фирмой Си-би-эс, стал, по выражению одного из репортеров, ее "виртуозом за все" и позволил безудержно эксплуатировать свой талант. В ту пору Антремон работал главным образом в Америке, каждая новая его пластинка сопровождалась оглушительной рекламной шумихой, программы составлялись наспех, в расчете на быстрый успех, вдуматься в исполняемую музыку уже не хватало времени. И случилось так, что к 30 годам артист оказался как бы на перепутье.

Именно в этот период Антремон приезжал в нашу страну. Программы его отличались разнообразием: концерты Бетховена (№ 5) и Чайковского (№ 1), произведения Баха, Скарлатти, Моцарта. Бетховена, Шумана, Шопена, Дебюсси, Равеля, Прокофьева; успех у публики встретившейся с артистом и почувствовавшей его яркую одаренность, был несомненным. Но тонкий знаток пианистического искусства, профессор К. X. Аджемов, отмечая в своей рецензии достоинства артиста, указал и на "оборотную сторону медали". "Дарование молодого французского пианиста привлекает чуткой музыкальностью. Антремон играет ярко и темпераментно, умеет захватить внимание аудитории тонкой краской, искусным приемом, той степенью пианистической законченности, которой издавна славились французские мастера",- писал он и заканчивал статью вопросом; "По какому пути пойдет его дальнейшее развитие? Удастся ли ему посвятить свое искусство воплощению глубоких замыслов и больших чувств или он удовлетворится лишь элегантностью и бравурой?"

Окончательного ответа на этот вопрос Антремон не дал и сейчас. Но есть однако все признаки того, что артист ищет и находит выход из творческого тупика. Об этом говорят его записи многих сочинений Моцарта, Шуберта, Шопена, Равеля, отмеченные серьезностью замыслов, отсутствием всякой манерности, стремления к внешним эффектам. Музыкант настойчиво обращается к камерному ансамблевому исполнительству (результатом этого стали превосходные записи ряда виолончельных сонат, сделанные совместно с Христианом Ферра). Кроме того, пианист ведет класс в Академии имени Мориса Равеля во французском городке Сен-Жен-де-Люз. Словом, все свидетельствует о том, что легкомысленный виртуоз стал превращаться в зрелого, думающего музыканта. Вместе с тем Антремон все больше времени и сил уделяет дирижерской деятельности и на этом поприще тоже быстро достиг известности. Первые опыты были связаны с интерпретацией и записью сочинений Э. Сати и Л. Бернстайна. Вскоре Антремон возглавил Венский камерный оркестр (в 1976 г.), с которым выступал как дирижер и солист, возглавлял Ньо-Орлеанский филармонический оркестр, а затем и оркестр в Денвере. В 1997 г. Филипп Антремон основал Музыкальный Фестиваль Санто Доминго, с 2002 г. он приглашенный дирижер Симфонического оркестра Шанхайского радио, в сезоне 2005-2006 гг. Антремон сопровождал Мюнхенский Симфонический оркестр как дирижер и пианист в туре по США.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

07.06.1934

Профессия

дирижёр, пианист

Страна

Франция

просмотры: 2491
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть