Глазунов. Музыка к драме «Маскарад»

Masquerade

Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Постановка лермонтовского «Маскарада», осуществленная Мейерхольдом в сотрудничестве с художниками такого масштаба, как А. Я. Головин и Глазунов (первоначально для музыкального оформления спектакля был привлечен поэт и композитор М. Кузмин, но написанная им музыка не удовлетворила Мейерхольда), стала образцом подлинно синтетического спектакля, в котором сценическое действие, музыка и живописное оформление подчинены целостному замыслу. Предполагалось показать спектакль в дни столетия Лермонтова, но работа над его подготовкой в силу ряда причин затянулась на более длительный срок и премьера была выпущена только 25 февраля 1917 года, когда над страной пронеслась буря революции.

Несмотря на все несходство творческих индивидуальностей и эстетических позиций режиссера-постановщика и композитора, музыка Глазунова органично вошла в спектакль и стала его неотъемлемой составной частью. В целом она включает свыше семидесяти коротких фрагментов и более развернутых, законченных по форме эпизодов, связанных с теми или иными моментами действия. В наибольшей степени насыщены музыкой сцены маскарада (2-я картина), пышного блестящего столичного бала (8-я картина) и последняя (10-я) картина панихиды по умершей Нине, ужас и отчаяние Арбенина, узнающего о своей роковой ошибке. В сопоставлении и контрасте этих сцен раскрывается основная идея спектакля. Как пишет исследователь мейерхольдовского творчества К. Л. Рудницкий, «...„Средь шумного бала“ империя демонстрирует свое величие», а похоронное пение в заключительной картине звучит «как отходная всему державному миру, отжившему свой век».

Со свойственным Глазунову блеском написаны мазурка и кадриль в сцене маскарада, пышный торжественный полонез в картине бала. Для воссоздания колорита эпохи композитор использует музыку 30–40-х годов XIX века. Одна из фигур кадрили построена на теме романса Глинки «Венецианская ночь», в сцену бала введен материал из его же «Вальса-фантазии». Элегически грустная окраска глинкинского вальса косвенно характеризует также душевное состояние Нины. Свободное развитие его тем непосредственно переходит в оркестровое начало следующей картины: Нина, оставшись у себя в спальне, выпивает яд и умирает. Тонкими стилизациями являются фортепианные пьесы Melancolie, которую играет баронесса Штраль, и Reverie, исполняемая светским щеголем на балу, а также романс Нины «Когда печаль слезой невольной». В этот комплекс входит и ряд совсем коротких построений, с рельефным музыкальным рисунком, которые призваны фиксировать внимание на особо значительных действиях («Падающий браслет», «Князь видит на земле браслет и поднимает»), а иногда приобретают лейтмотивное значение (фраза Арбенина, фраза Неизвестного).

Не раз обращалось внимание на то, что многие моменты драмы Лермонтова как бы требуют музыкального сопровождения, хотя в самом ее тексте указания на участие музыки очень скупы. Глазунову удалось написать музыку, отличающуюся, несмотря на обилие разрозненных эпизодов, внутренней цельностью и отвечающую как духу самой пьесы, так и режиссерскому замыслу. Но из-за тесной связи со сценическим действием, за исключением широко известного романса Нины, музыка к «Маскараду» не обрела самостоятельной жизни вне спектакля (В 1929 году Глазунов, находившийся за границей, обращался к М. О. Штейнбергу с просьбой прислать некоторые номера музыки к «Маскараду» для подготовки их к изданию. Однако его намерение не было осуществлено).

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Этюды Фортепианные

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Александр Глазунов

Год создания

1916

Дата премьеры

25.02.1917

Жанр

вокально-симфонические

Страна

Россия

просмотры: 5502
добавлено: 06.08.2014



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть