Глинка. «Прощание с Петербургом»

A Farewell to Saint Petersburg

Вокальный цикл

История создания

Михаил Иванович Глинка / Mikhail Glinka

«Прощание с Петербургом» — единственный вокальный цикл Глинки, хотя романсы занимают важное место в его творчестве. Впрочем, и эти 12 романсов не задумывались как цикл. Об их возникновении композитор рассказал в своих «Записках»: «В день моих именин, т. е. 21 мая (1840 года. — А. К.), когда я шел из Ревельского подворья... мне пришла мелодия болеро «О дева чудная моя». Я попросил Кукольника написать стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. По этому, кажется, поводу пришла Платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом П. И. Гурскалиным под именем «Прощание с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно».

Это происходило в Петербурге, где Глинка, признанный создатель первой русской классической оперы «Жизнь за царя» (1836), работал над второй — «Руслан и Людмила». Он часто встречался с братьями Кукольниками, Нестором и Платоном, которые с 1839 года поселились в доме Мерца в Фонарном переулке. Там за несколько лет до того жил сам Глинка, туда же он вернулся в сентябре 1840 года. У Кукольников собиралась компания приятелей — литераторов, критиков, любителей музыки, — известная как братия. Нестор Васильевич Кукольник (1809—1868) пользовался в то время широкой популярностью. Первый успех 29-летнему писателю принесла драматическая фантазия «Торквато Тассо»; в период расцвета за 6 лет (1840—1845) он написал 5 романов, 5 драм, 26 повестей, множество стихотворений. Кукольник называл себя родоначальником школы русских романтиков и признавал гениальную триаду в русской литературе (уже подарившей миру Пушкина!), живописи и музыке: Брюллова, Глинку и себя самого. Глинка написал на стихи Кукольника ряд романсов, в том числе «Сомнение», и музыку к его трагедии «Князь Холмский».

Над «Прощанием с Петербургом» композитор работал в июне-июле 1840 года и закончил «заказанные романсы» 9 августа. На следующий день он уезжал в свое имение Новоспасское, и Кукольник с братией устроил ему проводы, пригласив знакомых артистов и литераторов. Здесь впервые прозвучал заключительный номер «Прощания с Петербургом» — «Прощальная песня» для голоса с мужским хором, слова которой Кукольник посвятил Глинке, а Глинка музыку — друзьям. Композитор вспоминал: «Я пел с необыкновенным одушевлением прощальную песню, хор пела братия наша...» Другие номера также имеют посвящения друзьям: №3 — офицеру А. А. Скалону, №6 — Н. Ф. Немировичу-Данченко, родственнику Кукольников, прозванному рыцарем Коко, №8 — Л. А. Гейденрейху, врачу императорских театров, лечившему Глинку, №10 — А. Н. Струговщикову, известному переводчику и поэту.

Когда Глинка месяц спустя вернулся в столицу, «Прощание с Петербургом» было уже опубликовано (в начале сентября) издателем П. И. Гурскалиным, которому посвящен №5, и пользовалось успехом. Однако сборник не воспринимался в качестве единого целого. Как извещал Кукольник в своем «Художественном журнале», «каждый романс можно покупать отдельно, общей цены не полагается...» И впоследствии «Прощание с Петербургом» редко исполнялось в виде цельного произведения, а отдельные романсы пользовались различной известностью. Так, во времена Глинки очень популярно было болеро, с которого началось сочинение сборника, — но не в виде романса. Композитор сделал из него пьесу для фортепиано, а дирижер летних концертов в Павловске, пригороде Петербурга, оркестровал и исполнял вместе с Вальсом-фантазией. По словам Кукольника, «площадка Павловского вокзала неоднократно оглашалась требованиями болеро!» Популярности «Жаворонка» способствовала фортепианная фантазия, созданная Балакиревым.

Музыка

«Прощание с Петербургом» характерно для творчества Глинки: общий светлый, гармоничный, классический дух, красота певучих мелодий, ясность, уравновешенность формы, широкое использование жанров различных национальных культур — песни, романса, каватины, баркаролы, болеро, баллады.

В №3, болеро «О дева чудная моя», характер испанского танца передан острым, четко акцентированным ритмом, пылкой, изменчивой мелодией. №6, «Попутная песня», — одно из популярнейших сочинений Глинки: яркая жанровая зарисовка стремительно бегущего поезда по только что открытой первой российской железной дороге, нетерпеливого ожидания весело шумящей толпы, с остроумной темой-скороговоркой, которая контрастирует с более напевной, взволнованной мелодией лирического эпизода. №8, баркарола «Уснули голубые», воплощает особенности песен лодочников с мерно покачивающимся, словно волны, аккомпанементом, — песен, которых Глинка немало слышал во время пребывания в Италии. №10, «Жаворонок», с трогательной певучей мелодией и звукоподражанием в сопровождении — своеобразная эмблема творчества композитора.

А. Кенигсберг

реклама

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Михаил Глинка

Год создания

1840

Жанр

вокальные

Страна

Россия

просмотры: 10769
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть