Брамс. Четыре строгих напева

Vier ernste Gesänge, Op. 121

Вокальный цикл для баса с фортепиано (1896)

История создания

Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

4 строгих напева — одно из последних сочинений Брамса: они завершены 7 мая 1896 года, к 63-летию композитора, которому оставалось жить менее 11 месяцев. Произведение рождено размышлениями о близкой смерти — и своей, и самого близкого человека, Клары Шуман, рядом с которой Брамс прожил более 40 лет. Ей было 77, она тяжело болела и, с трудом написав Брамсу несколько поздравительных слов, умерла две недели спустя. Брамс с друзьями три дня поминали Клару музыкой Шумана и Брамса; на третий день впервые прозвучали 4 строгих напева. Хотя они посвящены художнику Максу Клингеру, иллюстрировавшему произведения Брамса, композитор писал двум пережившим мать детям четы Шуманов, Марии и Евгении, посылая им ноты: «Несмотря на отказ от старого доброго обычая писать в подобном случае в начале ваши имена, эти Напевы все же предназначены собственно вам... Всякий раз, когда вы будете играть эти Напевы, рассматривайте их как приношение памяти вашей любимой матери».

В качестве текста Брамс использовал отрывки из Библии. №1 и 2 заимствованы из Книги Екклесиаста — одной из книг Ветхого Завета, утверждающих, что все в жизни человеческой суета сует. В №1 человек уподобляется животному, «потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти...». В №2 проповедник видит вокруг себя лишь «всякие угнетения, какие делаются под солнцем», «поэтому блаженны мертвые, которые давно умерли, а блаженнее всех тот, кто еще не существовал». В №3 (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова) смерть предстает двуликой: «О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях. ..» и «О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах...» И лишь №4, основанный на новозаветном первом послании к Коринфянам апостола Павла, несет утешение, провозглашая силу любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Брамс слышал 4 строгих напева в тембре баса. «Было бы смешно отдавать их какой-нибудь девушке или тенору», — писал он издателю. В качестве сопровождения указано фортепиано, однако композитор думал и о более масштабной, оркестровой редакции: в венском Обществе любителей музыки хранится нотный лист с оркестровыми набросками.

Музыка

4 строгих напева — глубочайшее философское произведение, не имеющее аналогий среди вокальных циклов, скорее приближающееся к жанру сольной кантаты. Ему присущ эпический склад, немало общего с первым крупным достижением композитора — Немецким реквиемом, написанным за 30 лет до того. Музыкальный язык типичен для Брамса: традиции протестантского хорала, традиции Баха сплавлены с романтическими выразительными средствами; в вокальной партии сочетаются речитативные и приподнятые декламационные обороты; их дополняет скупое фортепианное сопровождение.

№1, «Ибо подобен любой человек скоту», строится на сопоставлении медленного и быстрого разделов, однако они звучат одинаково сурово, мрачно и безысходно. Контрасты отличают №3, «О, смерть, о, смерть». Первая тема, горестной смерти, печально никнущая, совпадающая с начальным оборотом хорала «Мой Иисус» (Брамс использовал ее в 1-й части Четвертой симфонии), преображается в тему отрадной смерти — мажорную, устремленную вверх, несущую надежду, хотя и окрашенную горечью.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганнес Брамс

Год создания

1896

Дата премьеры

07.05.1896

Жанр

вокальные

Страна

Германия

просмотры: 7511
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть