Оперетта Стрельникова «Холопка»

Kholopka

Оперетта Николая Стрельникова в трёх действиях.
Либретто Е. Геркена и В. Раппопорта.

Первое представление состоялось 8 марта 1929 года в Ленинграде.

Действующие лица:

граф Кутайсов, бывший камер-лакей императора Павла I (бас); Елпидифор, его камердинер, горбун; Никита Батурин, гусар (баритон); Андрей Туманский, его единокровный брат, сын князя Батурина и его крепостной (тенор или баритон); Виолетта Леблан, французская актриса (сопрано); Митрусь Нечипоренко, дворовый человек (баритон); Поленька, крепостная актриса театра графа Кутайсова (меццо-сопрано); полковник Синепуп; фрау Крошке, хозяйка гостиницы; первый неудачник; второй неудачник; фельдъегерь; дворовая челядь графа Кутайсова, крестьяне, крестьянки, крепостные актеры и актрисы, песельники и песельницы, актрисы французской труппы, гости, гусары.

Действие происходит в Петербурге летом 1800 года, в Гатчине того же года, за границей ранней весной 1801 года.

«Холопка» была написана в 1928—1929 годах. Как и в других своих опереттах, композитор при ее создании отталкивается от традиций неовенской оперетты. В частности, и по сюжету, и по структуре спектакля она во многом совпадает с «Принцессой цирка» Кальмана (либретто первоначально и предназначалось для музыки Кальмана). Конфликт кальмановской оперетты, перенесенный в Россию конца XVIII века, оказался углубленным и гораздо более драматичным: ведь брак Виолетты с крепостным закрепощает и ее, превращая в рабыню самодура-помещика.

«Холопка» — спектакль, полностью пронизанный музыкой. Основное действие в нем развивается в музыкальных сценах, ансамблях, в финалах актов. В музыкальном языке «Холопки», наряду с мелодикой, привычной слушателю по русским романсам и операм XIX века, встречаются подлинные напевы русских и украинских народных песен, порою ритмоинтонации современных танцев — фокстрота, медленного вальса и т. д., лирические мелодии в стиле Кальмана. Однако, несмотря на некоторую эклектичность музыки, «Холопка» — яркое, запоминающееся произведение, отмеченное богатством музыкальных форм, высоким мастерством.

В 1963 году режиссёром Романом Тихомировым по оперетте Николая Стрельникова «Холопка» был поставлен полнометражный цветной широкоформатный музыкальный художественный фильм «Крепостная актриса» (киностудия «Ленфильм»).

Первое действие

Небольшая площадь в парке перед театром на Каменном острове в Петербурге. В аллеях парка — многочисленные гости. Многие в масках, в карнавальных костюмах. Звучит торжественный хор «Браво, фора» в сопровождении духового оркестра на сцене. Герольд приглашает гостей в театр на представление балета, в котором вместе с крепостными графа Кутайсова примет участие французская актриса Виолетта Леблан.

Через парк движется шествие участников балета. Когда они скрываются в театре, стремительно вбегает Поленька, пытаясь догнать их. Она опоздала и боится наказания, но ее задерживает Митрусь, слуга Андрея, только что вернувшийся с ним из Парижа. В бегущей девушке он узнал свою давнюю партнершу по балету. Дуэт Поленьки и Митруся «Куда ни глянь, народ» — живой и бойкий, в ритме фокстрота. Из театра доносятся аплодисменты, возгласы, на площадь выходят гости, гусары, среди которых Никита Батурин; девушки-песельницы запевают песню «Я во садик пошла». Заметив в дверях театра Виолетту, гусары шумно приветствуют ее, в ответ актриса поет канцонетту «И в утра час златой», которую подхватывают гусары. Постепенно все расходятся, остаются Митрусь и Андрей — в маске и карнавальном костюме. Его ариозо «Заброшен судьбой в края чужие» выражает любовь к родине, горечь от двойственного положения — княжеского сына, но и сына крепостной крестьянки. Елпидифор тащит Поленьку на расправу за опоздание. Виолетта вступается и прогоняет его. Андрей горячо благодарит ее и говорит о своей любви.

Снова входят гусары. Никита поет дифирамб «Нам любовь даруют боги», Андрей подходит к брату и снимает маску. Никита радостно обнимает его, но потом сникает. Он признается, что отец хотел усыновить Андрея, но неожиданно, не успев это сделать, умер, а Никита, запутавшись в долгах, все продал Кутайсову — имение, театр и брата! Он надеялся, что Андрей останется в Париже и будет время его предупредить, что возвращаться в Россию нельзя. Но Андрея привела в Петербург любовь. В Париже он спас Виолетту Леблан от разъяренной толпы, когда она осмелилась назвать Бонапарта тираном. С тех пор перед ним неотступно ее образ. Узнав, что она выслана из Франции, Андрей, не раздумывая, бросился вслед.

Никита восхищен. Он обещает попросить Кутайсова дать вольную и, не откладывая, делает это. Кутайсов согласен, но с условием: Андрей должен жениться... на Виолетте! Плененный француженкой, граф хочет сделать ее своей пассией и мгновенно решает использовать Андрея как ширму. Не зная всего этого, братья в восторге от великодушия Кутайсова. Тот представляет Андрея Виолетте. В финальном ансамбле сливаются страстные и нежные мелодии молодых людей, довольные реплики Кутайсова, бравые возгласы Никиты. В заключение Батурин запевает веселую песню «Огород городила», которую подхватывают гусары, а потом и девушки.

Второе действие

Дворец Кутайсова в Гатчине. Граф скучает в своих покоях. Тщетно силятся развлечь его дворовые парни и девки. Прозрачно и светло звучит их хор-славление «Не солнце красное». Кутайсов вспоминает прошлое, рассказывает о задуманной с Виолеттой хитрости Елпидифору. Беседу прерывают гусары. Никита запевает блистательную «Жженку» («Эй, гусар! Пей вино из полных чар!»). Входит Андрей, затем Виолетта. Нежен их дуэт «Речью пламенной».

В одном из дворцовых залов встречаются Поленька и Митрусь. Их дуэт «С гор ручьи стекают» переходит в украинскую песню «Солнце низенько». Затем здесь встречаются Кутайсов и Виолетта. Граф говорит о своих поэтических чувствах и поет изящный мадригал, а потом приглашает актрису танцевать. Во время танца он предлагает Виолетте выйти замуж за Андрея. Кутайсов считает, что Виолетта понимает и его чувства, и истинную цель этого брака, но девушка любит Андрея и далека от подозрений. Ее последующее объяснение с женихом («Решились вы согласье дать») полно искренней любви.

Никита, пьяный и уверенный в том, что все разрешилось удачно, поет ариозо «Я пьян и счастлив». Собираются гости. Хор гостей поет «Славу» молодой чете. Герольд приглашает всех полюбоваться «дансантным дивертисманом». Начинается балет: адажио, вариация, галоп. Но вот Кутайсов, которому Елпидифор донес, что молодые влюблены друг в друга, решает отомстить и поставить все на место. Он вызывает крепостных холопов, которые поют жалобную «А как по лугу». На недоумение гостей, зачем здесь столь неуместные люди, он отвечает, что холопы пришли поздравить своего товарища: ведь князь Андрей Батурин — на самом деле крепостной Андрюшка Туманский, его раб, несмотря на обучение в Сорбонне и парижские манеры. И Виолетта, его жена, теперь также стала крепостной холопкой! Молодые потрясены. Виолетта горько упрекает Андрея за предательство. В отчаянии он выбегает из зала. Доносятся крики, выстрел. Андрей бежал на лучшей графской тройке.

Третье действие

«Отель неудачников» фрау Крошке где-то за границей. Танцуют неудачники под умиленным взглядом хозяйки. Входит нелепо закутанная фигура. Это Кутайсов, бежавший после убийства Павла, чтобы не разделить его судьбу. Крошке, у которой с графом связаны воспоминания молодости, соглашается спрятать его, выдав за повариху, и уводит на кухню.

По лестнице из номеров спускается Андрей. Его романс «Нет мне покоя» — задумчивый и грустный вальс. Вбегает Крошке с известием, что Андрея разыскивает благородный господин и дама, его друзья. Ответив, что у него нет здесь друзей, молодой человек быстро уходит, а в гостинице появляются Митрусь и Поленька. Звучит их веселый, задорный дуэт «Запушили путь метели». Фрау Крошке хлопочет вокруг них, велит принести шоколад. Входит Кутайсов и с перепугу роняет посуду. Митрусь и Поленька выходят, чтобы позвать приехавшую с ними Виолетту, а в дверях показывается русский фельдъегерь, разыскивающий графа Кутайсова. Когда Кутайсов открывается, фельдъегерь передает ему личную эстафету императора Александра: его призывают ко двору «быть полезным своими услугами» — памятуя несравненное уменье бывшего камер-лакея стричь и брить. Радостный граф убегает, а в вестибюле гостиницы встречаются наконец влюбленные. Веселым квартетом Виолетты, Поленьки, Андрея и Митруся «Бубенцы звенят поддужные» заканчивается спектакль.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Николай Стрельников

Дата премьеры

08.03.1929

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

СССР

просмотры: 1827
добавлено: 07.08.2016



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть