Оперетта Шостаковича «Москва, Черёмушки»

Moscow, Cheryomushki, Op. 105

Музыкальная комедия Дмитрия Шостаковича в трёх действиях, пяти картинах.
Либретто В. Масса и М. Червинского.

Первое представление состоялось 24 января 1959 года в Москве.

Действующие лица:

Бубенцов Александр Петрович, счастливый москвич (баритон); Маша, его жена (сопрано); Бабуров Семен Семенович, старый москвич (тенор); Лидочка, его дочь (сопрано); Корецкий Борис, человек без адреса (баритон); Глушков Сергей, шофер (тенор); Люся, арматурщица (сопрано); Дребеднев Федор Михайлович, персона (баритон); Вава, персональная жена (сопрано); Барабашкин Афанасий Иванович, управхоз; Курочкин, Курочкина, Мылкин, Мылкина, нервная дама, муза, жена, сосед, соседка, строители, новоселы.

Действие происходит в Москве в 50-е годы.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Единственное произведение Шостаковича в жанре оперетты можно определить как оперетту-обозрение. Она показывает большое число персонажей в быстро сменяющих друг друга картинах-«кадрах». Музыка ее — сплав различных форм и приемов, интонаций лирических и пародийно-сатирических, цитат народных плясовых и песенок времен нэпа. «Если попытаться коротко определить новое в музыкальной комедии "Москва, Черемушки", то это, с одной стороны, усиление и расширение функций музыки, а с другой — восстановление юмора в его исконных правах... Стиль музыки всюду привлекает своей чистотой и отличным вкусом», — пишет музыковед М. Сабинина.

Отзвучала небольшая увертюра, пронизанная ритмом вальса. На просцениуме поет веселый хор строителей и новоселов: «Нам хотелось бы при встрече...» Вслед за ним на просцениуме последовательно появляются действующие лица спектакля: Люся, ждущая любимого, затем опоздавший на свидание Глушков, Борис Корецкий, после их ухода — Дребеднев, Барабашкин. Через зрительный зал к ним бежит растерянный Бабуров, которого выселяют из дома... Опять с веселой песней выходят строители и новоселы.

Первое действие

Первая картина. «Руками не трогать!» Зал музея истории и реконструкции Москвы. Экскурсовод Бубенцов в куплетах «Так жили когда-то в Москве москвичи» дает пояснения группе экскурсантов, среди них Маша. Когда все проходят в следующий зал, Маша остается. Им с Бубенцовым негде жить, и, хотя они уже несколько месяцев женаты, по-прежиему назначают друг другу свидания то в библиотеке, то в ГУМе, то в музее... Их сцена переходит в дуэт «Когда по улицам брожу», в котором они мечтают о квартире. За дуэтом следует пантомима: сцена превращается в уютную комнату, где Бубенцовы празднуют новоселье. Гости танцуют вальс... Все исчезает. Маша и Бубенцов снова в музее. Они спешат вслед за ушедшими экскурсантами, а в зал входят Борис Корецкий и Сергей Глушков. Друзья встретились после долгой разлуки. Борис рассказывает, что он объездил всю страну, а теперь приглашен работать на метрострой, получает комнату. Он мечтает встретить хорошую девушку. Об этом его песня-серенада «Встречает меня весна».

В зал входит Лидочка, работающая здесь экскурсоводом. Борис обращает на нее внимание, начинает чрезмерно острить. Молодые люди уходят, а Лидочка поет песню «Я в школу когда-то ходила». Ее размышления прерывает взволнованный Бабуров. Оказывается, дом, где живут и они и Бубенцов, обвалился! В зале появляются Борис, Сергей и Бубенцов с Машей. Бубенцовы счастливы: раз дом идет на слом, значит, они получат жилье! Оказывается, Бабуров уже принес ордера на квартиры в Черемушках. Борис предлагает ехать туда на машине Глушкова. Тот колеблется: машину ждет начальник, а дом в Черемушках — как раз их строительный объект. Но Борис уговаривает приятеля, так как ему все больше нравится Лидочка. Все идут в машину. Действие заканчивается большой музыкальной картиной «Прогулка по Москве».

На просцениуме — интермедия «Безумная любовь». Пожилой Дребеднев, «персона», и его жена, девятнадцатилетняя Вавочка, тщетно ожидают машину. Их дуэт «В глаза посмотри мне, моя дорогая» основан на сочетании любовных речей мужа и гневных реплик жены по поводу отсутствующего шофера. Затем, наконец, муж сердится, и они меняются ролями. После тщетного ожидания, усталые, под проливным дождем, бредут Дребедневы, а тем временем в его персональной машине, прокатившись по всей Москве, новоселы приехали в Черемушки.

Вторая картина. «Запушите адрес». Двор только что отстроенного дома. В нем — строители и ожидающие управхоза переселяющиеся жильцы с узлами и чемоданами. Появляются приехавшие на машине. Люся демонстративно уходит от оправдывающегося Глушкова. Звучит веселый ансамбль жильцов, на фоне которого обмениваются репликами будущие соседи. Многие сожалеют о старых местах. Об этом — песня Глушкова о Марьиной роще, песня Бабурова о Теплом переулке. Но им в ответ Люся запевает вальс — «Песню о Черемушках», все строители дружно подхватывают широкую, радостную мелодию.

Входит долгожданный управхоз Барабашкин, его встречают бурными восклицаниями (хоровая сцена), он приглашает всех в контору. Остаются только Лидочка и Борис, который объясняется ей в любви. Лидочка убегает, входит Вава, которая оказывается старой знакомой Бориса. Она представляет Борису мужа.

Возвращаются жильцы, возмущенные, что Барабашкин не всем выдал ключи. В дуэтной сцене с хором Дребеднев и Барабашкин разъясняют, что дом еще не принят, и торжественно удаляются. Финал акта — хоровая «Песня о Черемушках».

Второе действие

Интермедия «Вот они, ключи!» Из зрительного зала на просцениум поднимается Барабашкин. Его куплеты «До тех пор, пока нужны вы» — вариант хора вступления. Барабашкин хочет чувствовать себя хозяином положения и не собирается легко расстаться с ключами от квартир. «Вы еще у меня за ними походите!» — восклицает он, потрясая связкой.

Третья картина. «Воздушный десант». Большая комната с дверью на балкон. В комнате — Борис. На тросе подъемного крана на балкон опускается Лидочка, а стрела крана разворачивается за ее отцом. Дуэт Лидочки и Бориса — остроумная стилизация: звучат былинный распев, затем мотивы песен «Светит месяц», «Ах вы, сени мои, сени» и др. Борис настойчиво продолжает ухаживать. На балкон опускается Бабуров, а в дверь раздается стук. Входит Люся. Дребеднев прислал ее заменить «скобянку» — ручки, шпингалеты и т. д., «чтобы все было, как в лучшем высотном доме». Бабуров объясняет, что это его квартира и они решили посмотреть ее. Борис решает: пока дверь открыта, надо переезжать. Выяснив, что Люся будет работать не меньше часа, они уходят. Оставшись одна, Люся поет задумчивый вальс «Мы с ним гуляли за рекой».

Входит Глушков, влюбленные продолжают петь вместе. Внезапно с грохотом обрушивается часть стены, входят Барабашкин, Дребеднев, Вава и рабочий-каменщик. Это Вава решила, что ей нужна четырехкомнатная квартира, и Дребеднев приказал сделать ее из двух двухкомнатных. Люся с Глушковым решают, что надо предотвратить «исчезновение» квартиры Бабуровых, и уходят. Куплеты Дребеднева и Барабашкина «Без связей в жизни нет пути» переходят в веселый танец. В передней появляются Бабуровы с вещами. Барабашкин и Дребеднев заявляют, что квартиры 48, на которую им выдан ордер, не существует.

Интермедия. Люся горячо говорит строителям, что надо отстоять квартиру Бабуровых: «Не для Дребеднева строим мы Москву!» Звучит песня о Черемушках.

Четвёртая картина. «Тревожный звонок». В точно такой же квартире устраиваются Бубенцовы. Раздается звонок. Дуэт Маши и Бубенцова «Звонок, звонок» — рассказывает о разных звонках: школьном, театральном, телефонном... Но в дверь продолжают звонить. Это соседи, еще не получившие ключей. Они осматривают квартиру и начинают праздновать новоселье. Звучит веселая полька, все поют и танцуют. Снова звонок. Это принесли чемодан Лиды. Вбегают Люся и Глушков, рассказывают о происшедшем. Все взволнованно обсуждают создавшуюся ситуацию.

Интермедия. Борис и Лида. На сцене балет, воссоздающий переезд, как его воображает Лидочка. Борис комментирует: это метания Лидочки, поддержка ее Борисом, Барабашкин, подносящий ключи на золотом блюде, новоселы в белых одеяниях с лавровыми ветвями. Истов и громогласен их хор «Милости просим в квартиру сорок восемь». Апофеоз — благословение Лидочки и Бориса. Но вот воображаемые сцены исчезают. Борис видит Ваву и спешит за ней.

Третье действие

По просцениуму под «Песню о Черемушках» проходят новоселы с лопатами, граблями, цветами и саженцами. Навстречу — Бабуров с пустыми руками.

Пятая картина. «Волшебные часы». Площадка, на которой разбивают сквер. Грустна песня Лидочки «Уже "Вечерку" на щите читает сторож в темноте». Борис не пришел в пять, как обещал. Может, она прошла мимо своего счастья?

Веселой гурьбой входят новоселы и строители, берутся за работу: они сажают обыкновенный волшебный сад! Под звуки вальса на клумбах распускаются цветы. А вот и Борис. Он рассказывает, что поставил в семействе Дребедневых спектакль «Отелло», разыграв одновременно роль Яго и Кассио. Разъяренный супруг разведется с Вавой, а квартира останется Бабуровым! Все возмущены поступком Бориса. В дуэте «Собою одним душа полна» Лидочка и Борис продолжают выяснять отношения. Тем временем появляются Дребеднев и Вава. Они по-прежнему воркуют, старания Бориса не принесли успеха! Но, увидев Бабурова, Дребеднев бросается к нему и, укоряя его за обращение «в высшие инстанции», вручает ключ от квартиры 48. Возмущенной Ваве он объясняет, что его сняли. Теперь он будет управхозом, а Барабашкин — дворником. Вава разражается бранью. Барабашкин поет куплеты «Я, вы правы, безвозвратно погорел средь бела дня». Радостно поют новоселы. Борис и Лидочка наконец примиряются. «И все мечты сбываются у тех, кто здесь живет», — звучит хор всех участников спектакля.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Дмитрий Шостакович

Год создания

1958

Дата премьеры

24.01.1959

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

СССР

просмотры: 771
добавлено: 06.08.2016



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть