Михаил Григорьевич Кисилёв

Mikhail Kiselev

Михаил Григорьевич Кисилёв

Самые ранние воспоминания о детстве у Михаила Григорьевича связаны с пением. До сих пор слышится ему необычайно задушевный и проникновенный голос матери, которая в минуты недолгого досуга любила петь народные песни, протяжные и грустные. У неё был отличный голос. Чуть свет мама юного Миши уходила на работу до позднего вечера, оставляя на него дом. Когда мальчик подрос, его отдали в ученье к колбаснику. В полутёмном, мрачном подвале он работал по 15-18 часов в сутки, а накануне праздников проводил в чаду круглые сутки, засыпая на час-два тут же, на каменном полу. После Октябрьской революции Михаил Кисилёв идёт работать на паровозоремонтный завод. Работая слесарем, он параллельно учится на рабфаке, а затем поступает в Новосибирский инженерный институт.

Ещё в студенческие годы Кисилёв начал заниматься в вокальном кружке при рабочем клубе, руководитель которого неоднократно говорил ему: "Не знаю, какой из тебя получится инженер, а певцом ты будешь хорошим". Когда в Новосибирске состоялась межсоюзная олимпиада художественной самодеятельности, молодой певец занял первое место. Все члены жюри рекомендовали Михаилу Григорьевичу ехать учиться в Московскую консерваторию. Однако скромный и требовательный к себе певец решил, что раньше необходимо получить хорошую подготовку. Он едет на родину и поступает в Мичуринское музыкальное училище, что на тамбовщине. Здесь его первым преподавателем был оперный певец М. Широков, который очень много дал своему ученику, обращая особое внимание на правильную постановку голоса. С третьего курса музыкального училища Михаил Григорьевич переходит в Свердловскую консерваторию в класс педагога М. Уместнова, воспитавшего целую плеяду оперных артистов.

Ещё будучи студентом консерватории, Кисилёв выступил в Свердловском театре оперы и балета, где исполнил свою первую оперную партию конвойного в опере Коваля "Емельян Пугачёв". Продолжая работать в театре, он окончил в 1944 году консерваторию, и затем был направлен в Новосибирский театр оперы и балета. Здесь он подготовил все основные партии обширного репертуара (Князь Игорь, Демон, Мизгирь, Томский, Риголетто, Эскамильо и другие), пройдя хорошую школу музыкально-сценического искусства. На заключительном концерте сибирской декады в Москве Михаил Григорьевич с блеском исполнил арию Роберта из "Иоланты". Его красивый, сильный голос широкого диапазона надолго остался в памяти слушателей, оценивших то чувство необычайной искренности и творческого волнения, которое неизменно отличало его исполнение, будь то ведущая партия или малоприметная эпизодическая роль.

После успешно прошедшей пробы, на которой артист спел арию Томского и отрывок из "Риголетто", его принимают в Большой театр. Как отмечала критика тех лет: "Кисилёву чуждо любование собственным голосом, присущее некоторым исполнителям. Он упорно работает над психологическим раскрытием каждой роли, неустанно ищет выразительные штрихи, которые помогают донести до слушателя сущность создаваемого музыкально-сценического образа". Готовясь к исполнению партии Мазепы в опере П. И. Чайковского, певец, находившийся тогда в Ессентуках, неожиданно обнаружил в городской библиотеке интереснейшие документы. Это была переписка Мазепы с Петром I, неведомо каким образом туда попавшая. Внимательное изучение этих документов помогло артисту создать яркую характеристику коварного гетмана. Особой выразительности добился он в четвёртой картине.

Своеобразный, запоминающийся портрет тирана Пизарро создал Михаил Григорьевич в опере Бетховена "Фиделио". Как отмечала музыкальная критика: "Он успешно преодолел трудности перехода с пения на разговорную речь, переданную в форме речитатива". В работе над этой сложной ролью большую помощь артисту оказал режиссёр спектакля Борис Александрович Покровский. Под его же руководством певец создал искрящийся весельем и оптимизмом образ лукавого Фигаро в бессмертной опере Моцарта "Свадьба Фигаро", поставленной на сцене Большого театра в 1956 году.

Наряду с работой на оперной сцене Михаил Григорьевич выступал и на концертной эстраде. Задушевная искренность и мастерство отличали его исполнение романсовой лирики Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Заслуженным успехом сопровождались выступления певца у нас и за рубежом.

Дискография М. Г. Кисилёва:

  1. Партия Князя в опере П. И. Чайковского "Чародейка", хор и оркестр ВР п/у С. А. Самосуда, запись 1955 года, партнёры - Г. Нэлепп, В. Борисенко, Н. Соколова, А. Королёв и другие.
    (В настоящее время CD с записью оперы выпущен за рубежом)
  2. Партия Риголетто в одноимённой опере Дж. Верди, запись ВР 1963 года, дирижёр - М. Эрмлер, партия Герцога - Н. Тимченко.
    (В настоящее время эта запись хранится в фондах радио)
  3. Партия Томского в опере "Пиковая дама", хор и оркестр Большого театра п/у Б. Хайкина, запись 1965 года, партнёры - З. Анджапаридзе, Т. Милашкина, В. Левко, Ю. Мазурок, В. Фирсова и другие.
    (В настоящее время CD с записью оперы выпущен за рубежом)
  4. Партия Царёва в опере "Семён Котко" С. С. Прокофьева, хор и оркестр ВР п/у М. Жукова, запись 60-х годов, партнёры - Н. Гресь, Т. Янко, Л. Геловани, Н. Панчехин, Н. Тимченко, Т. Тугаринова, Т. Антипова.
    (Запись выпускалась "Мелодией" в серии из собрания сочинений Прокофьева)
  5. Партия Павла в опере "Мать" Т. Хренникова, хор и оркестр Большого театра п/у Б. Хайкина, запись 60-х годов, партнёры - В. Борисенко, Л. Масленникова, Н. Щегольков, А. Эйзен и другие.
    (Запись выходила на грампластинках фирмы "Мелодия")

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Константин Илиев Композиторы
Наталия Ильинична Сац Театральные деятели
Андре Кампра Композиторы
Михаил Панджавидзе Театральные деятели

Реклама

Дата рождения

04.11.1911

Дата смерти

09.01.2009

Профессия

певец

Тип голоса

баритон

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 2426
добавлено: 07.01.2003



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть