Ода

от греч. oda — песня

В Древней Греции пение, общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами, позднее лирич. хор. песня торжественного, приподнятого, морализующего характера (Симонид Кеосский, Бакхилид и Пиндар). Имела трёхчастное строение, крайние части были восхвалением победителя, похвалой нар. празднику, средняя - представляла собой мифологическое или легендарное повествование. Исполнялась на пирах, во время торжеств. процессий. Существовали и О. более интимного содержания, исполнявшиеся соло (Сафо, Анакреонт; название "О." закрепилось и за лирикой рим. поэта Горация).

В зап.-европ. странах в эпоху Возрождения термин "О." утвердился как обозначение певшегося или пригодного для пения лирич. стихотворения. С нач. 16 в. мн. композиторы создавали муз. воплощения антич. поэтич. О., равно как и более поздних подражаний им, в т.ч. духовного содержания. Выработались разл. методы муз. трактовки О., в большей или меньшей мере отходившие от передачи антич. поэтич. ритмики (строго метрич. воплощение текстов у Л. Зенфля, М. Агриколы и др., компромисс между метром и словесными акцентами у X. Изака, Орландо Лассо и др.). В Англии в 17-18 вв. О. представляла собой далёкую от антич. образцов хоровую или родственную кантате вок.-инстр. композицию, предназначавшуюся для придв. праздников или чествования знатного лица, а также сочинявшуюся в честь св. Цецилии - "покровительницы искусств" (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.). В Германии О. создавались отчасти также в характере кантат (И. С. Бах, "Траурная ода"), отчасти в виде песен с генерал-басом (Сперонтес, И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Марпург, К. Ф. Э. Бах, И. Ф. Кирнбергер, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, К. В. Глюк и др.). Линия кантатоподобной О. была продолжена Л. Бетховеном в финале 9-й симфонии, претворявшем текст "Оды к радости" Ф. Шиллера. Позднее название "О." нередко давалось сочинениям торжественного, гимнич. характера, предназначенным для разл. составов и разнообразным по форме. В числе их авторов - Л. Керубини, Ф. Давид (2 О.-симфонии), Ф. Лист, Ж. Бизе, А. Шёнберг, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев ("Ода на окончание войны" для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, дух. и удар. инструментов, 1945), А. И. Хачатурян ("Ода памяти В. И. Ленина" для оркестра, 1950), M. M. Бурханов (кантата "Ода партии Ленина", 1959), Г. С. Држевский (О. "Моей партии" для баса и симф. оркестра, 1971) и др.

реклама

вам может быть интересно

Норвежская музыка Национальные культуры
Камерный оркестр Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Tempo rubato, тeмпо рубaто Термины и понятия
Горн Музыкальные инструменты
Экспозиция Термины и понятия
Неоклассицизм Течения в искусстве
Казахская музыка Национальные культуры
Тюйдук Музыкальные инструменты
Фуриант Музыкальные жанры
Эпилог Термины и понятия
Виолы Музыкальные инструменты
Водевиль Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры, опера, вокал, пение

просмотры: 2729
добавлено: 25.02.2012



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть